МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ УКРАИНЫ
ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической теории и маркетинга
Методическое пособие по курсу:
«МАКРОЭКОНОМИКА»
Для студентов экономических специальностей
Луганск-2012
УДК 330.101.54
ББК 65-012
Б 73
Методическое пособие по курсу «Макроэкономика»
для студентов дневной и заочной форм обучения экономических
специальностей. Луганск: ЛНАУ, 2012. – 34 с.
Авторский коллектив: Богачев В.И., д.э.н., профессор, академик АЭН Украины (руководитель); Высоцкая А.А., аспирант 3-го года обучения; Куприк А.П., аспирант 2-го года обучения; Мирошниченко Е.Н., аспирант 2-го года обучения; Гончаренко М.О., магистр; Пуш А.Б. магистр; Сологуб А.Н., магистр.
Рецензенты: Радионов А.В., доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой аудита и контролинга ЛНАУ; Суховерхий В.В., кандидат экономических наук, доцент, проректор по заочному и дистанционному обучению студентов ЛНАУ.
Ответственная за выпуск: Катеринец С.Л., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и маркетинга ЛНАУ.
Методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании Ученого совета экономического факультета ЛНАУ 21 марта 2012 г. протокол № 5.
УДК 330.101.54
ББК 65-012
Б 73
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......... | |
1. Тема: СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ (1991-2011 ГГ.)……………………………………….. | |
2. Тема: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ЕЕ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ. ЧТО ИЗУЧАЕТ МАКРОЭКОНОМИКА?......................................... | |
3. Тема: ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ (ДВА ПОДХОДА) К РОЛИ ГОСУДАРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ: КЕЙНСИАНСТВО И НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ……………………………………………… | |
4. Тема: ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ………. | |
5. Тема: НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ И ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………………. | |
6. Тема: ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА…………………….. | |
7. Тема: МОНЕТАРНАЯ (ДЕНЕЖНАЯ) ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА…… | |
8. Тема: БЫЛА ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА У УКРАИНЫ В ВЫБОРЕ СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА ПОСЛЕ РАЗВАЛА СССР?............................................... | |
9. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО КУРСАМ «МАКРОЭКОНОМИКА», «МИКРОЭКОНОМИКА»………………………... | |
10. ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЭКЗАМЕН ПО КУРСУ «МАКРОЭКОНОМИКА»………………………………………………………. | |
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...... |
Введение
Курс «Макроэкономика» изучается студентами дневной и заочной форм обучения по всем экономическим специальностям (объем часов лекций и семинарских занятий – разный, в зависимости от той или иной специальности).
Данный курс изучается также студентами Центра повышения образования в объеме: лекции – 8 часов, семинарские занятия – 4 часа, сдача экзамена – 2 часа.
Студенты очной формы обучения в течение учебного года (второй курс) пишут одну курсовую работу по выбору: по курсу «Макроэкономика» или «Микроэкономика» (соответственно: в первом или втором семестре учебного года). Тематика курсовых работ по обеим дисциплинам прилагается.
Экзамены по курсу «Макроэкономика» сдаются студентами всех форм обучения (перечень вопросов, выносимых на экзамены, прилагается).
В данном методическом пособии для студентов материал излагается по основным (главным) темам курса «Макроэкономика». В то же время приведен список основной литературы, которая имеется в библиотеке ЛНАУ и должна в полной мере использоваться всеми студентами.
При подготовке курсовых работ по Макроэкономике и Микроэкономике рекомендуем использовать многие монографии, учебно-методические пособия и сборники научных работ ученых ЛНАУ, которые имеются в университетской библиотеке и на кафедре экономической теории и маркетинга ЛНАУ.
Авторский коллектив
ТЕМА: СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ (1991-2011 ГГ.)
ПЛАН
- Сущность кризисного состояния экономики
- Основные причины глубокого экономического кризиса
- Предпринимаемые руководством страны меры по выводу экономики из кризиса
- Сущность кризисного состояния экономики
Экономический кризис в Украине продолжается, вызвано это тем, что в нашей стране еще не создано в полной мере правовое поле хозяйствования в условиях рынка, то есть не приняты еще многие законы, которые бы регламентировали деятельность и органов власти, и предпринимателей, а также потребителей и зарубежные компании.
1. Факт кризиса: объем производства в 2010-2011 гг. еще не достиг уровня 1990 г. (только ≈ 76% уровня 1990 года; 100% уровень будет достигнут приблизительно к 2015 году).
2. Факт: кризисное развитие экономики не способствовало обеспечению благосостояния народа, все население страны сегодня разделено на три огромные социальные группы:
первая группа – богатые и очень богатые – 5-6 % населения;
вторая группа – средний класс – 9-12 % населения;
третья группа – бедные и очень бедные – не менее 80 %.
Весь мир стремится, чтобы среднего класса в обществе было как можно большее количество, так как по этому показателю обычно определяют богатство страны (богатая или бедная страна). В самых богатых странах уровень среднего класса составляет 60-65%, в Швеции он достигает 70%.
3. Факт: Украина не смогла провести изменения структуры производства, особенно товаров для населения. Поэтому сегодня приходится проводить закупки товаров за рубежом, которые являются и некачественными, и недолговечными, в то же время - дорогими. Товаропроизводители Украины в силу большого импорта товаров поставлены в тяжелое экономическое положение, в рамках которого невыгодно производить товары, а также тяжело их экспортировать. Так, с 1990 года снижаются обороты производства в промышленности. Например, в легкой промышленности за 2010 год предприятия выпускающие одежду сократили производство на 8%. Причинами основными являются неравные условия для украинских участников рынка и импортеров.
4. Факт: экономика Украины в значительной степени была подорвана неправомерной приватизацией собственности, в результате чего многие предприятия остановлены (приблизительно 80% предприятий) и огромная масса людей оказалась безработной).
Идеальный процент занятости в странах составляет 95%. Такого уровня занятости не достигла ни одна страна мира, кроме Швеции. Так, в США доля безработных составляет 7,2%; В Германии – 9,4% безработных, в Украине официальной считается 7,8% безработных. Однако, в Украине к числу безработных, официально не относят людей, которые ушли в бесоплатные долгосрочные отпуска; не учитывается сокращенная рабочая неделя; сокращенный рабочий день. При подсчете этих показателей реальным был уровень безработицы в разное время от 10% до 25% и больше.
5. Факт: Украина в силу развала СССР разорвала экономические отношения со многими странами ближнего и дальнего зарубежья, что негативно сказывалось на развитии отечественной экономики.
6. Факт: В Украине начиная с 1990 года и в течении последующих двух десятков лет в связи с изменением капитальных вложений 250 из 400 шахт Донбасса работали без реконструкций, деньги вкладывались в малых количествах и то не на реконструкцию действующих шахт, а в строительство новых. В результате чего аварии на действующих шахтах происходили, и к большому сожалению, продолжают происходить и сейчас. Общеизвестный факт, что за каждый миллион тонн добытого «черного золота» расплачиваются жизнью более 5 шахтеров.
7. Факт: Сложной остается проблема научных кадров. На науку выделяются из бюджета мизерные суммы государственных средств. С 1996 года и до 2009 – лишь 0,5 млрд. грн. Для нормального ее развития необходимо средств в 5-7 раз больше. Несмотря на это, отечественные ученые добились значительных успехов в сфере математики, кибернетики, сельскохозяйственной науки. Но более 90% технологических разработок не внедрено в производство, снижается уровень изобретательности по сравнению с западными странами. В течение 1994-2010 гг. институты Национальной академии наук Украины потеряли почти половину научных кадров, из-за низкой оплаты труда работников научной сферы и недостатка средств на научные разработки.
8. Факт: По состоянию на август 2010 года Украина является вторым после Румынии крупнейшим должником Международного валютного фонда (МВФ). Каждый пятый доллар суммарного долга всех стран мира перед МВФ – долг Украины.
9. Факт: После вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) Украина больше проиграла, чем выиграла. Так, в 2011 году был проведен круглый стол на тему: «Три года в ВТО: последствия и вызовы для национального производителя». Глава федерации работодателей Украины Д. Олейник отметил о необходимости переговоров об изменении условий членства Украины в ВТО. Например, с 01.01.2011 г. – в рамках обязательства перед ВТО Украина обнулила импортные сборы на алкогольную продукцию и, в следствии чего, производство виноградных вин в Украине за 6 месяцев прошлого года сократилось на 41,3%. А если взять свиноводство, то после вступления Украины в ВТО доля импорта в отрасли составляет более 40%. Что является также негативным фактором для отечественных товаропроизводителей.
10. Факт: На данный момент Украина потребляет огромное количество газа и нефтепродуктов на электростанциях. Для устранения этого положения была разработана новая стратегия развития энергетики Украины до 2030 года. Важная роль – использования альтернативных источников энергии и шахтного метана, который по предварительным расчетам в шахтах Донбасса имеется в количестве 12 триллионов м3, но на данный момент просто расточительно выкидывается в атмосферу. Внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, которые будут внедряться на ТЭС путем замены старого, почти полностью изношенного оборудования, оставшегося с советских времен будет всесторонне этому способствовать.
- Основные причины экономического кризиса
Имеются много точек зрения ученых и практиков хозяйствования по вопросам основных причин глубокого экономического кризиса с 1991 года по настоящее время. Основными причинами такого положения, на наш взгляд, являются:
1. Разрушение единого мощного всесторонне развитого промышленно-экономического комплекса, каким был Советский Союз в результате чего Украина, в частности, «потеряла» 80% промышленных мощностей, на которые «работали» все республики страны, поставляя в Украину энергоресурсы, сырье, материалы, комплектующие, детали.
2. Переход к рыночным отношениям в Украине начат без соответствующей подготовки материальной базы производства и без моральной подготовки людей к этому процессу (в 1994г. 67% населения отвергали рыночные отношения и надеялись, что все вернется «на круги своя»).
3. Некомпетентность руководителей всех уровней управления в силу того, что управлять в условиях рынка нужно по-другому, а не по методам которые главенствовали при плановой системе хозяйствования.
4. Изменение отношения большинства людей к труду, девальвация (искажение) самого понятия труд.