Сравнительный анализ кейнсианской и неоклассической теории с помощью графического метода

Каждый из субъектов хозяйствования (государство, предприятия, граждане) способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти. В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика (в той или иной степени) регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.

Уже в течение многих десятилетий среди ученых-экономистов ведутся дискуссии о целесообразности вмешательства государства в экономику, а также о допустимой степени такого влияния. Наглядным примером этому служит противостояние двух научных школ: кейнсианское направление и неоклассическая школа.

«Сущность кейнсианского направления состоит в том, что государственное вмешательство в дела экономики обязательно, и оно всегда должно быть; неоклассический подход выражается в том, что должно быть автоматическое саморегулирование рыночной системы (на основе экономических законов спроса и предложения) без активного участия государства». [13]

  1. Сущность кейнсианской теории

Кейнсианская концепция зародилась в тридцатые годы XX в. на Западе. Именно там в это время назрел и был осуществлен решительный переход к совершенно новой модели регулирования национальной экономики. До этого момента классическая политическая экономия традиционно придерживалась принципа невмешательства государства в экономику. «Однако кризис капиталистической системы хозяйствования 1929-1933 гг. доказал неспособность рыночной экономики развиваться без вмешательства государства». [13]

Выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс признал ведущую роль государства в регулировании национального хозяйства. В 1936 г. была опубликована его книга «Общая теория занятости, процента и денег», которая стала основой макроэкономического течения, получившего название кейнсианство. Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах представителей посткейнсианства как «ортодоксальных» кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А. Лейонхуфвуда и другие) так и левых кейнсианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.).

Центральную задачу государства ученый видел в обеспечении высокого объема «эффективного спроса», ведущего к росту доходов. При этом предполагается развивать два вида спроса: платежеспособную потребность населения в предметах потребления и спрос предпринимателей на инвестиционные товары (средства производства). Таким образом, эффективный спрос приводит к увеличению занятости и повышению благосостояния населения, а также к росту прибылей фирм. «Кейнс придавал большое значение инвестициям, как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины - занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он создал теорию мультипликатора, которая определяет, насколько эффективно государственные расходы воздействуют на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым на эффективный спрос». [6]

По мнению Кейнса объем национального дохода и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общей суммы инвестиций, которую выражает особый коэффициент, так называемый мультипликатор. Этот коэффициент находится по формуле:

ΔY=kΔi,

где ΔY - прирост дохода; Δi - прирост инвестиций и k - мультипликатор.

По словам Кейнса: «Когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций». То есть расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества, а значит к повышению потребительского спроса. Происходит как бы цепная реакция: первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и пр.).

Принципы Кейнсианского учения были применены на практике в социально-экономической политике США, Англии и других западных стран, которая проводилась с 50-х годов до середины 70-х годов XX века. Эта политика получила название «планируемого и регулируемого капитализма» и дала обнадеживающие результаты: это был наибольший период бескризисного развития мировой капиталистической экономики за послевоенную историю; были достигнуты наивысшие темпы экономического роста; наибольшая занятость и значительный подъем благосостояния населения.

Однако в 1973-1974 гг. разразился сильный мировой экономический кризис, и стало очевидно, что даже весьма активное вмешательство государства в экономику не в состоянии предотвращать кризисные спады производства.

Многие ученые пришли к выводу, что в учении Дж. Кейнса есть два уязвимых положения. Первое: для увеличения государственного спроса считалось возможным допустить дефицит государственного бюджета, для покрытия которого можно прибегать к займам и печатанию денег, что приводит к инфляции. По мнению Дж. Кейнса умеренная инфляция может служить побудительной причиной спроса.

Второе: для увеличения государственных доходов считалось приемлемым внедрение очень больших налогов. Однако такие налоги подрывали материальную заинтересованность работников в увеличении заработков и предпринимателей в повышении размеров прибыли. Тем самым подрывалась вся налоговая база.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: