Антимонопольный контроль может осуществляться в форме предварительного и последующего. Предварительный контроль осуществляется до слияния, присоединения, создания, совершения сделки или какого-либо иного действия, являющегося объектом государственного контроля, и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайстве в соответствии с Законом о защите конкуренции. Наличие согласия антимонопольного органа является в этом случае необходимым условием для совершения действия, указанного в ходатайстве, что означает установление разрешительного порядка осуществления подлежащих государственному контролю действий.
Последующий контроль
Последующий контроль заключается в рассмотрении антимонопольными органами уведомлений хозяйствующих субъектов об уже свершившихся фактах. Уведомление должно быть направлено в 45-дневный срок с момента совершения соответствующих действий.
Закон о защите конкуренции предусматривает также право (но не обязанность) хозяйствующих субъектов до совершения сделок и иных действий, для которых законом предусматривается не предварительный, а последующий контроль, запросить согласие антимонопольных органов на совершение соответствующих сделок и иных действий (ч. 9 ст. 33).
Таблица 10.1
Основания антимонопольного контроля за экономической концентрацией (в отношении нефинансовых организаций)*(991)
Объекты | Предварительный контроль | Последующий контроль |
Слияние, присоединение коммерческих организаций | Суммарная стоимость активов участников экономической превышает 3 млрд. руб., или суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации за последний календарный год превышает 10 млрд. руб., | Суммарная стоимость концентрации активов участников экономической концентрации превышает 400 млн. руб., или суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации за последний календарный год превышает 400 млн. руб. |
либо одна из организаций - участников экономической концентрации включена в реестр (основание - обладание более 35% товарного рынка) (п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции) | (п. 1, 2 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции) | |
Создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации, или, когда в отношении приобретаемых на основании передаточного акта или разделительного баланса акций (долей), имущества другой коммерческой организации создаваемая коммерческая организация приобретает права, установленные ст. 28 Закона о защите конкуренции | Суммарная стоимость активов участников экономической концентрации превышает 7 млрд. руб., либо суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации за последний календарный год превышает 10 млрд. руб., либо организация, которая вносит вклад в уставный капитал, включена в реестр (п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции) | Не осуществляется |
Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций | Суммарная стоимость активов участников экономической концентрации превышает 7 млрд. руб., или суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации за последний календарный год превышает 10 млрд. руб., | Суммарная стоимость активов участников экономической концентрации превышает 400 млн. руб., или суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации за последний календарный год превышает 400 млн. руб., |
и при этом стоимость активов лица (группы лиц), акции (доли), и (или) имущество, и (или) права в отношении которых приобретаются, превышает 250 млн. руб., либо одна из организаций - участников экономической концентрации включена в реестр (основание - обладание более 35% товарного рынка) (ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции) | и при этом стоимость активов лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество, и (или) право в отношении которых приобретаются, превышает 60 млн. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции) |