Методика «Семья животных»

Методика «Семья животных» является вариантом методики «Рисунок семьи» и используется как для более младших, так и для более старших детей в случае необходимости замаскировать цели обследования. Широко применяется за рубежом. Опыт же использования в России незначителен [см.: Венгер А. Л., 2003].

Главное отличие от первоначальной методики: ребенок рисует семью животных — тех, кого он выберет. Принципы интерпрета­ции рисунка примерно соответствуют интерпретации исходной методики.

Еще одним вариантом этой методики является методика «Ссо­рящиеся животные». Здесь ребенок получает другую исходную ин­струкцию — нарисовать ссорящуюся семью животных.

В качестве примера творческого использования методики «Ссо­рящиеся животные», производной от «Рисунка семьи» и «Семья животных», приведем исследование Ю. В. Низковских [Низков-ских Ю.В., 2002], выполненное с помощью этой методики.

Рисунок семьи и рисунок ссорящихся животных входили в диа-гностико-коррекционную программу автора, целью которой было показать, что устранение конфликтного взаимодействия детей в сфере межличностного общения возможно достичь путем разре­шения внутренних конфликтов личности.

Процедура проведения обследования

В ходе тестирования по методике «Ссорящиеся животные» ре­бенку предлагают нарисовать ссорящихся животных, а затем в бе­седе с психологом выяснить их интересы, потребности, цели, по­нять причины их поведения и в конце концов найти такой способ их взаимодействия, при котором они реализовывали бы свои цели.

В процессе рисования и описания животных ребенок выражает свои чувства на бумаге, передает их своим персонажам, пережи­вает вместе с ними. Когда ребенок налаживает диалог между оп­понентами, он понимает, что оба животных правы и имеют осно­вания для проявляемого поведения. По мнению автора методики, таким образом ребенок понимает и принимает противоречивые стороны собственной личности.

Во время консультативно-коррекционной работы можно заме­тить, что происходит развитие каждого из животных. Они стано­вятся более свободными, открытыми, учатся принимать партнера таким, какой он есть, освобождаются от негативных чувств (зло­сти, обиды). Таким образом, происходят усиление различных сто­рон личности ребенка, отреагирование негативных эмоций и раз­решение его внутренних конфликтов. Приведем пример.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: