Методика разработана и опубликована Р. Г. Овчаровой [Овча-рова Р. Г., 2003] на основе контент-анализа родительских сочинений. Она представляет собой вариант семантического дифференциала на тему родительства. Автор назвала методику «Представления об идеальном родителе».
Методика состоит из оценивания 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (-3, -2, -1, 0, 1, 2, 3).
Структура методики
При отборе качеств автор использовала данные контент-анализа родительских сочинений (по методике О.А.Карабановой).
1. Все заложенные в методику качества можно дифференцировать по трем типам: когнитивному, эмоциональному, поведенческому; на каждый тип приходится по 16 пар качеств.
2. При составлении методики все качества внутри типа подбирались по следующим антиномиям:
- положительное — отрицательное (например: робкий — сме' лый; сильный — слабый);
- должное — необязательное (например: должен быть справеД" ливым — может быть несправедливым; должен все знать — мо#6 чего-то не знать);
|
|
- теплое — холодное (например: доверяющий детям — не доверяющий детям; сотрудничающий с детьми — соперничающий с детьми);
- предлагаемое — отвергаемое (например: бескорыстный — расчетливый; альтруист — эгоист);
- достижимое — неосуществимое (например: всегда терпелив — не всегда терпелив; всегда понимает — не всегда понимает);
- простое — сложное (например: решающий за детей — не решающий за детей; компетентный — некомпетентный).
3. Методика изложена в логике ее создания; номера вопросов в таблице приведены в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями. Автор ^считает, что таблицей вопросов можно пользоваться в таком виде, так как испытуемым не видна внутренняя логика построения, например им трудно угадать социально желаемые ответы.
4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются более предпочтительными, чем те, которые расположены слева.