Опросник Е.О.Смирновой и М.В.Быковой «Структура родительского отношения»

Оригинальный опросник родительского отношения разработа­ли в своем специальном исследовании динамики родительского Отношения в дошкольном возрасте Е. О. Смирнова и М. В. Быкова [Смирнова Е.О., Быкова М.В., 2000]. Гипотезой их исследования стало предположение.

1. Специфика родительского отношения заключается в двой­ственности позиции родителя по отношению к ребенку: в нем Всегда присутствуют два противоположных начала — личностное ((безусловное) и предметное (условное). К 2. Система детско-родительских отношений имеет определен­ную возрастную динамику, связанную с взрослением ребенка, и изменяется с возрастом в сторону преобладания предметного на­чала над личностным.

3. Родительское отношение определяет стиль воспитания (стиль Поведения родителя по отношению к ребенку) и оценку ребенка.

Для проверки этой гипотезы было предпринято специальное Экспериментальное исследование, для которого и был разрабо-^н опросник родительского отношения. Он позволил выявить сте­рнь выраженности предметного и личностного начал и особен­ности стиля воспитания ребенка.


Анкета включает три блока вопросов. В первый, основной, блок вошли вопросы, направленные на выяснение степени вы­раженности предметного и личностного начал родительского отно­шения. Авторы предположили, что личностное отношение будет выявляться в вариантах ответов, отражающих целостное, безоце­ночное отношение к ребенку, гибкость и лабильность родитель­ского поведения (когда родитель ориентируется на состояние ре­бенка в конкретной ситуации), сопереживание ребенку и ориен­тацию на его психологический комфорт, или в неопределенных ответах типа «затрудняюсь ответить», «не знаю» и проч.

Для выявления предметного отношения предлагались вариан­ты ответов, отражающих конкретные ценностные ориентации родителей по пяти параметрам:

1) ценность общения и морального развития;

2) ценность интеллекта и умственного развития ребенка;

3) развитие воли и произвольности;

4) самостоятельность;

5) ценность физического здоровья. Например:

Вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде все­го?»

Варианты ответов: а) добрым и отзывчивым;

6) целеустремленным, настойчивым;

в) веселым и счастливым;

г) таким, какой он есть;

д) умным и сообразительным;

е) приспособленным к самостоятельной жизни;

ж) затрудняюсь ответить.

Ответы в, г, ж рассматривались как свидетельство личностного отно­шения к ребенку; ответы а, б, д, е — предметного.

Второй блок вопросов анкеты направлен на выявление пре­обладающего стиля поведения родителя с ребенком. Авторы отме­чают, что обычно принято выделять несколько стилей родитель­ского поведения (три —шесть стилей), описывающих типичную стратегию поведения родителя с ребенком. В спорных ситуациях поведение конкретного родителя относят к какому-либо стилю как к преобладающему. Однако, на их взгляд, картина родитель­ского поведения шире и сложнее, чем ее обычно рисуют. Много­образие ситуаций, в которых оказываются родители и дети, ис­ключает возможность реализации одного стиля и предполагает осу-ществление различных вариантов родительского воспитывающего поведения. Авторы выделили девять вариантов родительского по­ведения.

1. Строгий — родитель действует в основном силовыми, дире1<' тивными методами, навязывая свою систему требований, жестк


направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ре­бенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.

2. Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу
ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка
равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяс­
нений.

3. Автономный — родитель не навязывает решение ребенку, поз­воляя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предо­ставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощря­ет ребенка за проявление этих качеств.

4. Компромиссный — для решения проблемы родитель предлага­ет ребенку что-либо привлекательное взамен совершения ребен­ком непривлекательного для него действия или предлагает разде­лить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предло­жить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.

5. Содействующий — родитель понимает, в какой момент ре­бенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее 'оказать; он реально участвует в жизни ребенка, стремится по­мочь, разделить с ним его трудности.

6. Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предприни­мая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и Чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.

7. Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психо­логического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентиро­ван на ребенка: он ставит потребности и интересы ребенка выше [Своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

8. Ситуативный — родитель принимает соответствующее реше­ние в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у [Него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система Требований родителя к ребенку и стратегия воспитания лабиль­ная и гибкая.

9. Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих рилах и полагается на помощь и поддержку более компетентного Окружения (воспитателей, педагогов и ученых) или переклады-*ает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя ока­зывает также педагогическая и психологическая литература.

Второй блок включает вербально описанные проблемные си-^аЦии (например: ребенок потерялся в крупном магазине; ребе-•*°к отказывается надевать шапку в холодную погоду, боится идти * Врачу; ребенок использует нецензурную лексику и т. п.), в кото­рых родителям предлагалось выбрать наиболее приемлемый для


них вариант поведения. Каждый вариант ответа соответствовал определенному (указанному выше) стилю родительского поведе­ния. Например:

Вопрос: «Как Вы поступите в ситуации, когда ребенок боится идти к зубному врачу?»

Варианты ответов:

а) поведу лечиться, здоровые зубы важнее детских капризов (стро­
гий);

б) объясню ребенку, что это необходимо для его здоровья (объясни­
тельный);

в) зубы болят у тебя, поэтому, как ты решишь, так и будет (автоном­
ный);

г) предложу ему что-либо интересное взамен (компромиссный);

д) постараюсь помочь ему преодолеть свой страх (содействующий);

е) скорее всего, поведу, но буду переживать так же, как ребенок
(сочувствующий);

ж) не знаю, мне трудно себе это представить (ситуативный);

з) не пожалею ничего, чтобы ему не было больно (потакающий);
и) попрошу доктора успокоить ребенка (зависимый)

Данный метод позволяет выявить особенности стратегии пове­дения конкретного родителя с ребенком и построить своеобраз­ный индивидуальный профиль родительского поведения, харак­теризующий его стиль воспитания.

В третий блок вошли вопросы, выявляющие родительское оценочное отношение к своему ребенку и к себе как к родителю. Наличие оценочной или безоценочной позиции родителя, а так­же качество или характер этой оценки (положительная, отрица­тельная или нейтральная) являются одними из центральных мо­ментов родительского отношения. Например:

Вопрос: «Мне кажется, что мой ребенок...» Варианты ответов:

а) недостаточно зрелый для своего возраста;

б) взрослее и умнее своих сверстников;

в) практически не отличается от своих сверстников;

г) его трудно сравнивать с другими.

Таким образом, опросник содержит три блока закрытых воп­росов (всего 17), направленных на выявление родительского от­ношения, стиля поведения с ребенком и оценочной позиции ро­дителя. Кроме того, в опросник были дополнительно включены вопросы социально-демографического характера, выясняюшие семейное положение, состав семьи, образование, возраст и соци­ально-экономический статус родителей.

Апробация данного опросника осуществлялась в трех групп^ родителей: родителей детей раннего возраста (2 года), родителе


дошкольников (5 лет), родителей детей младшего школьного воз­раста (8 лет), — всего 130 человек. Средний возраст родителей составил 25 — 35 лет.

К сожалению, в указанной выше публикации авторов опрос­ник не приведен. Поэтому мы лишь кратко изложим выводы из полученных авторами результатов.

По мнению авторов, работа показала, что в родительском от­ношении всегда присутствуют два противоположных начала: лич­ностное, определяющее отношение к ребенку как к целостной уникальной личности, и предметное, предполагающее оценку его отдельных качеств.

Во всей выборке не было обнаружено ни одного варианта ро­дительского отношения, в котором было бы представлено только личностное или только предметное начало. Это говорит о том, что эти два аспекта являются неотъемлемыми чертами любого роди­тельского отношения.

Относительная выраженность и содержание этих начал меня­ются с возрастом ребенка: по мере его взросления от 2 до 8 лет преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. Характер предметного отношения существенно ме­няется с возрастом ребенка: возрастает значимость интеллекту-(Эльного развития ребенка и овладения им навыками самостоя­тельности, а значимость развития социальных качеств (общения, морального и этического развития) снижается.

Родительское отношение определяет стиль воспитания ре­бенка и оценку ребенка родителем. Стиль воспитания также (Имеет возрастную динамику: с возрастом ребенка снижается вы­раженность ситуативного, содействующего и компромиссного ^вариантов и возрастает выраженность объясняющего, автоном­ного и зависимого вариантов родительских стилей. Также было ^показано, что родительское отношение изменяется от преобла­дания безоценочной к доминированию оценочной позиции ро­дителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: