Методика И. Марковской [Марковская И.М., 1998] является одной из немногих, в которых с самого начала предполагались два параллельных опросника — для детей и для родителей, — измеряющих одни и те же параметры детско-родительского взаимодействия.
Психологу важно знать не только оценку отношений с одной стороны — родителей, но и видение этого взаимодействия с другой стороны — с позиции детей. Такая необходимость возникает особенно часто при психологическом консультировании подростков и их родителей. И. Марковская поставила своей задачей создать зеркальные опросники, имеющие две формы: для родителей и для детей.
На первом этапе работы перед автором стояла задача выбора критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми, которые могли бы в дальнейшем стать шкалами опросника. Литературные данные свидетельствовали о том, что большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком: автономия —контроль (Е.С.Шеффер, Р.К.Белл, С.Броуди, Е.Е.Маккоби, В.Шутц); отвержение—принятие (А.Роэ, М.Се-гелман, А.И.Захаров, Д.И.Исаев, А.Я.Варга); требовательность (Е.Е.Маккоби, О.Коннер, П.Слатер); степень эмоциональной близости, привязанности (Дж.Боулби, В.Шутц, Г.Т.Хоментаускас); строгость (Е.Е.Маккоби, П.Слатер); непоследовательность —последовательность (С. Броуди, Е. Е. Маккоби, У.Х. Севелл, А. И. Захаров).
Эти параметры и были взяты как основания для шкал опросника взаимодействия родителей с детьми. В опросник вошли также шкалы сотрудничество и согласие как важные параметры взаимодействия по Р.Ф.Бейлзу. Поскольку А.С.Макаренко, С.В.Ковалев и другие отмечают также важность авторитета родителей и связывают с ним возможность влияния на ребенка, мы сочли нужным включить шкалу авторитетность в опросник. Еще одним из важнейших показателей отношений родителей и детей является степень удовлетворенности родителей процессом взаимодействия с детьми. Неудовлетворенность родителя отношениями с ребенком может явиться фактором обращения за помощью в психоло' гическую консультацию. Шкала удовлетворенность вошла во взр°с' лый и детский варианты опросника.
Было составлено более ста утверждений, описывающих взаимодействие в семье, в результате дальнейшего анализа были оставлены 80 утверждений, которые и были представлены экспертам для определения содержательной валидности. Группу экспертов составили психологи городов Санкт-Петербурга и Челябинска, имеющие практический опыт работы с детьми и родителями не менее 5 лет.
Эксперты должны были оценить содержание каждого вопроса на соответствие его определенной шкале опросника. Вопросы, получившие менее 80% голосов или отнесенные большинством экспертов одновременно к нескольким шкалам, были исключены из дальнейшей работы. Для придания опроснику хорошей формы было оставлено равное количество вопросов на каждую шкалу, кроме двух, которые выделяют большинство исследователей и (которые могут считаться базовыми в родительско-детских отно-кШениях. Это шкалы автономия—контроль и отвержение—принятие, в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений. В окончательный вариант опросника для детей вошло ^60 утверждений.
Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту; структуру.
При заполнении опросника родителям и детям предлагается
оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной
1 системе: 1 балл — совершенно не согласен, это утверждение со-
pceM не подходит, 5 баллов — совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит. В опроснике «Взаимодействие родитель—ребенок» для подростков и их родителей представлены следующие 10 шкал. 1. Нетребовательность—требовательность родителя. Данные | этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, I который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем I выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от Жебенка.
2. Мягкость—строгость родителя. По результатам этой шкалы Можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, Р Жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3. Автономность—контроль по отношению к ребенку. Чем выше Показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее Поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может
) |лРоявляться в мелочной опеке, навязчивости, стремлении ограничивать; низкий контроль может приводить к полной автономии Ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо Различного отношения к ребенку, либо любования. Возможно
также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4. Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить особое внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителями. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителя, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5. Отвержение — принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7. Несогласие—согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника — детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8. Непоследовательность — последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непосле^ довательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.
9. Авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для Ре" бенка, какова сила их влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авто-
ритета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности — негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале. 10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По дан-ым 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворен-ости отношениями между родителями и детьми — как с той, так с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может сви-етельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сло-вшейся семейной ситуацией.
Вариант опросника для родителей подростков послужил основой для составления другой формы опросника — для родителей ошкольников и младших школьников. Были изменены некото-ые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал несогласие—согласие и авторитетность родителя (7-я и 9-я шкалы) были введены две новые шкалы: 7-я — тревожность за ребенка; 9-я — воспитательная конфронтация в семье.
Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать ценную информацию для психолога-консультанта, к которому родители обращаются за помощью и которому необходимо иметь более полную информацию о характере воспитания в семье. Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А.И.Захаров выделяет Также в качестве черты патогенного типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной формы этих шкал в детском варианте опросника, так как а этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, Связанные с их отношением к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою 'Диагностическую ценность.
Таким образом, опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) имеет три формы: одну — детскую и две — взрослые, |Во 60 вопросов в каждой.
Инструкция
Вариант для подростков
Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балль-I системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке етов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца:
5 баллов — несомненно да (очень сильное согласие);
4 балла — в общем да;
3 балла — и да и нет;
2 балла — скорее нет, чем да;
1 балл — нет (абсолютное несогласие).