Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)

Методика И. Марковской [Марковская И.М., 1998] является одной из немногих, в которых с самого начала предполагались два параллельных опросника — для детей и для родителей, — измеряющих одни и те же параметры детско-родительского взаи­модействия.

Психологу важно знать не только оценку отношений с одной стороны — родителей, но и видение этого взаимодействия с дру­гой стороны — с позиции детей. Такая необходимость возникает особенно часто при психологическом консультировании подрост­ков и их родителей. И. Марковская поставила своей задачей со­здать зеркальные опросники, имеющие две формы: для родите­лей и для детей.

На первом этапе работы перед автором стояла задача выбора критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми, кото­рые могли бы в дальнейшем стать шкалами опросника. Литератур­ные данные свидетельствовали о том, что большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком: автономия —контроль (Е.С.Шеффер, Р.К.Белл, С.Броуди, Е.Е.Маккоби, В.Шутц); отвержение—принятие (А.Роэ, М.Се-гелман, А.И.Захаров, Д.И.Исаев, А.Я.Варга); требовательность (Е.Е.Маккоби, О.Коннер, П.Слатер); степень эмоциональной бли­зости, привязанности (Дж.Боулби, В.Шутц, Г.Т.Хоментаускас); строгость (Е.Е.Маккоби, П.Слатер); непоследовательность —по­следовательность (С. Броуди, Е. Е. Маккоби, У.Х. Севелл, А. И. За­харов).

Эти параметры и были взяты как основания для шкал опрос­ника взаимодействия родителей с детьми. В опросник вошли так­же шкалы сотрудничество и согласие как важные параметры взаи­модействия по Р.Ф.Бейлзу. Поскольку А.С.Макаренко, С.В.Ко­валев и другие отмечают также важность авторитета родителей и связывают с ним возможность влияния на ребенка, мы сочли нуж­ным включить шкалу авторитетность в опросник. Еще одним из важнейших показателей отношений родителей и детей является степень удовлетворенности родителей процессом взаимодействия с детьми. Неудовлетворенность родителя отношениями с ребен­ком может явиться фактором обращения за помощью в психоло' гическую консультацию. Шкала удовлетворенность вошла во взр°с' лый и детский варианты опросника.


Было составлено более ста утверждений, описывающих взаи­модействие в семье, в результате дальнейшего анализа были ос­тавлены 80 утверждений, которые и были представлены экспер­там для определения содержательной валидности. Группу экспер­тов составили психологи городов Санкт-Петербурга и Челябинс­ка, имеющие практический опыт работы с детьми и родителями не менее 5 лет.

Эксперты должны были оценить содержание каждого вопроса на соответствие его определенной шкале опросника. Вопросы, получившие менее 80% голосов или отнесенные большинством экспертов одновременно к нескольким шкалам, были исключены из дальнейшей работы. Для придания опроснику хорошей формы было оставлено равное количество вопросов на каждую шкалу, кроме двух, которые выделяют большинство исследователей и (которые могут считаться базовыми в родительско-детских отно-кШениях. Это шкалы автономия—контроль и отвержение—приня­тие, в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений. В окончательный вариант опросника для детей вошло ^60 утверждений.

Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту; структуру.

При заполнении опросника родителям и детям предлагается

оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной

1 системе: 1 балл — совершенно не согласен, это утверждение со-

pceM не подходит, 5 баллов — совершенно согласен, это утверж­дение абсолютно подходит. В опроснике «Взаимодействие родитель—ребенок» для подро­стков и их родителей представлены следующие 10 шкал. 1. Нетребовательность—требовательность родителя. Данные | этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, I который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем I выше показания по этой шкале, тем более требователен роди­тель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от Жебенка.

2. Мягкость—строгость родителя. По результатам этой шкалы Можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, Р Жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3. Автономность—контроль по отношению к ребенку. Чем выше Показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее Поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может

) |лРоявляться в мелочной опеке, навязчивости, стремлении огра­ничивать; низкий контроль может приводить к полной автономии Ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо Различного отношения к ребенку, либо любования. Возможно


также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ре­бенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4. Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить особое внимание, что эта шкала отра­жает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое же­лание делиться самым сокровенным и важным с родителями. Срав­нивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точно­сти представлений родителя, о переоценке или недооценке бли­зости к нему ребенка.

5. Отвержение — принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отверже­ние личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. При­нятие ребенка как личности является важным условием благоприят­ного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество. Наличие со­трудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отра­жает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или по­пустительского стиля воспитания.

7. Несогласие—согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ре­бенком и отражает частоту и степень согласия между ними в раз­личных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника — детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхож­дения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.

8. Непоследовательность — последовательность родителя. По­следовательность родителя является важным параметром взаимо­действия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непосле^ довательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергаю­щего отношения к ребенку и т.п.

9. Авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для Ре" бенка, какова сила их влияния. Сравнение с данными ребенка по­зволяет судить о степени расхождения оценок родительского авто-


ритета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важ­ны для диагностики позитивности — негативности отношений ре­бенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале. 10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По дан-ым 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворен-ости отношениями между родителями и детьми — как с той, так с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может сви-етельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских от­ношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сло-вшейся семейной ситуацией.

Вариант опросника для родителей подростков послужил осно­вой для составления другой формы опросника — для родителей ошкольников и младших школьников. Были изменены некото-ые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал несогла­сие—согласие и авторитетность родителя (7-я и 9-я шкалы) были введены две новые шкалы: 7-я — тревожность за ребенка; 9-я — воспитательная конфронтация в семье.

Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал мо­гут дать ценную информацию для психолога-консультанта, к ко­торому родители обращаются за помощью и которому необходи­мо иметь более полную информацию о характере воспитания в семье. Многие авторы обращают внимание на родительскую тре­вожность за ребенка как важный фактор для понимания возник­новения невротических реакций у детей. А.И.Захаров выделяет Также в качестве черты патогенного типа воспитания низкую спло­ченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием парал­лельной формы этих шкал в детском варианте опросника, так как а этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, Связанные с их отношением к родителям, а без сравнения с дет­скими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою 'Диагностическую ценность.

Таким образом, опросник «Взаимодействие родителя с ребен­ком» (ВРР) имеет три формы: одну — детскую и две — взрослые, |Во 60 вопросов в каждой.

Инструкция

Вариант для подростков

Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балль-I системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке етов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца:





5 баллов — несомненно да (очень сильное согласие);

4 балла — в общем да;

3 балла — и да и нет;

2 балла — скорее нет, чем да;

1 балл — нет (абсолютное несогласие).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: