Результаты и обсуждение

В результате сравнительного анализа данных опроса родителей, имеющих де­тей с миопическими нарушениями (первая группа) и детей с нормальным зрени­ем (вторая группа), были выявлены достоверные различия по шкалам У, Т, ВН и НРЧ. В семьях, воспитывающих детей с миопическими нарушениями зрения, по сравнению с семьями, воспитывающими здоровых по зрению детей, наблюда­лись более высокие показатели по шкалам У (3,34 ± 1,73 против 1,71 ± 2,31; р = 0,0005) и ВН (3,42 х 1,003 против 2,73 х 1,38; р = 0,001). Для них также оказа­лись свойственны более низкие значения по шкалам НРЧ (1,45 ± 1,58 и 2,14 х 1,58; р = 0,004) и Т (-0,92 + 1,92 и 0,39 + 2,13; р - 0,004). Отсюда следует, что родители близоруких детей склонны переоценивать степень удовлетворения потребностей ребенка и недооценивать объем и трудность его обязанностей по сравнению с родителями офтальмологически здоровых детей. В основе этого явления могут лежать более развитые родительские чувства, сочетающиеся у первой группы с признанием ими выраженных черт воспитательной неуверенности. При этом пре­вышение минимального диагностического числа (МДЧ) по шкале ВН (то есть выраженная воспитательная неуверенность) встречалось у 55,3% родителей пер­вой группы против 28,5% таких случаев во второй (различия достоверны при /><001)

Для выявления особенностей отцовского и материнского воспитания был про­веден сравнительный анализ в полных семьях, воспитывающих близоруких и нор­мально видящих детей. Были обнаружены достоверные межгрупповые различия по шкалам Г, У, Т, РРЧ и ВН. Как явствует из таблицы, различия в оценке уровня удовлетворения потребностей (шкала У) и воспитательной неуверенности (ВН) родителями близоруких и нормально видящих детей были устойчивыми и не за­висели от пола родителя, заполнявшего опросник. При этом характерной осо­бенностью отцов, воспитывающих близоруких детей, являлась резкая (по отно­шению ко всем остальным группам) недооценка количества и трудности обязан­ностей ребенка.

По данным шкалы Г (выраженность контроля) видно, что оценка этой функ­ции существенно различается у отцов и матерей во всех обследованных семьях. При этом матери считали, что степень их внимания к делам ребенка достаточно высока, тогда как отцы оценивали степень своего вмешательства скорее как не­достаточную. Обращает на себя внимание факт достоверно более резкой поляри­зации оценок по шкале Г отцов и матерей в семьях, имеющих близоруких детей. Подобное расхождение в оценках может служить существенным источником на­пряженности в семейных отношениях. Косвенным подтверждением такого пред­положения может служить факт выраженного расширения родительских чувств (РРЧ) у матерей близоруких детей по сравнению с родителями остальных групп. Как известно, подобное явление чаще всего возникает в ситуациях, когда супру­жеские отношения оказываются нарушенными и родители (прежде всего мать), сами того не осознавая, хотят, «чтобы ребенок стал для них больше, чем просто ребенком» (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990). В таких условиях ребенок может восприниматься родителями в качестве средства достижения их собствен­ных целей и реализации неосознаваемых мотивов воспитания (Спиваков-ская А. С, 1988). Следует подчеркнуть, что обнаруженные нами межгрупповые различия по шкалам У и Т опросника АСВ также могут быть связаны со способ­ностью родителей разных групп понимать реальные потребности детей и адек­ватно оценивать объем и сложность их обязанностей. Иными словами, в группе родителей, воспитывающих близоруких детей, вероятна ситуация, когда удовлет­воряются потребности не реального, а идеализированного ребенка, то есть тако­го, каким он должен быть по представлениям родителей. В этом случае даже сильно завышенные требования могут казаться нормальными и естественными, а сам факт осознания недостаточной трудности и объема обязанностей ребенка (сниженные значения по шкале Т) может являться стимулом для повышения уровня требова­ний к нему со стороны родителей. Подтверждением высказанной точки зрения могут служить результаты наших наблюдений в процессе консультационного при­ема и психофизиологической коррекции зрения. При непосредственной беседе с матерями близоруких детей звучали формулировки типа: «Мой ребенок очень неусидчив, ему надо учиться, ребенок несамостоятелен, ему надо лечить зрение, он пока еще маленький и не понимает, насколько это серьезно», насыщенные модальными операторами необходимости (должен, следует, надо, необходимо) и свидетельствующие о выраженных попытках занять/утвердить доминирующее положение. Очень типично для матерей близоруких детей отвечать за ребенка или подсказывать ответ на вопрос, адресованный ему во время консультации, с по-

следующими извинением и обобщающими комментариями, что «он всегда очень волнуется и боится неправильно ответить» или «где не надо, он всегда молчит». При характеристике ребенка они тяготеют к использованию объединяющего ме­стоимения «мы» («По утрам мы вставать не любим, долго собираемся», «Теперь у нас резко ухудшилось зрение»), свидетельствуя о склонности к так называемым симбиотическим отношениям. В соответствии с теорией Шиффов, симбиоз име­ет место тогда, когда двое или более людей ведут себя так, как будто вместе обра­зуют одного человека (цит. по: Стюарт Я., Джойнс В., 1996), получая при этом большой комфорт. Каждый играет роль, которую от него ожидают, однако этот комфорт достигается за счет блокирования многих своих способностей и игно­рирования способностей и возможностей партнера (Стюарт Я., Джойнс В., 1996). Описанный «доминантно-симбиотический», привязывающий стиль поведения родителя и формирующиеся в связи с этим «пассивно-симбиотические» особен­ности близоруких детей отражают специфичность семейных отношений, содер­жанием которой могут быть особенности интеграции семьи и ролевых представ­лений ее членов (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990).

Исследование взаимных корреляций шкал опросника АСВ с наличием близо­рукости у детей и числом детей в семье позволило выявить следующую структуру взаимосвязей (рисунок). Как явствует из рисунка, наличие детской близорукости в семье наиболее тесно связано с оценкой родителями степени удовлетворения потребностей детей (У), воспитательной неуверенностью (ВН) и сложностью обя­занностей ребенка (Т).


Учитывая низкие оценки по шкале Т и высокие по шкалам У, ВН и РРЧ у ро­дителей первой группы, а также факт резкой поляризации оценок родителей бли­зоруких детей по шкале контроля (Г), можно предложить следующую гипотети­ческую модель «семейной почвы» для развития детской близорукости:

1. Резкая поляризация функций контроля за ребенком и сосредоточение их в руках матери проводят к снижению отцовского влияния и, вероятно, возраста­нию взаимной неудовлетворенности супругов. Компенсацией подобного состоя­ния является расширение сферы родительских чувств (возрастание РРЧ) и стрем­ление родителей (в первую очередь матери) привязать ребенка к себе.

2. Расширение сферы родительских чувств в области, не связанной с отноше­ниями «ребенок—родитель», с одной стороны, сопровождается возрастанием тре­бований к ребенку, трудности и сложности его обязанностей (положительная кор­реляция со шкалой Т), чему также способствует их резкая недооценка, а с дру­гой — приводит к возрастанию воспитательной неуверенности (рост ВН) как в силу сомнений в правомерности предъявляемых требований, так и из-за сомне­ния в способностях ребенка справиться с ними.

3. Возрастание воспитательной неуверенности родителей, с одной стороны, компенсируется их попытками полнее удовлетворять потребности ребенка (воз­растание шкалы У) и, с другой стороны, способствует возникновению детской близорукости как инструмента, позволяющего минимизировать обязанности (от­рицательная корреляция со шкалой Т) и максимизировать удовлетворение по­требностей (положительная корреляция со шкалой У).

Очевидно, что наиболее вероятным поведением родителей по отношению к ребенку при ухудшении зрения и развитии у него близорукости будет снижение предъявляемых требований и повышение воспитательной неуверенности. Как известно, возрастание ВН стимулирует нарушения воспитания по типу потвор­ствующей гиперпротекции и стремление полнее удовлетворять любые потребно­сти ребенка (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990). Именно такое воспитание, по мнению Дж. Хейли, является особенно деструктивным как по отношению к развитию, самостоятельности и «силы Эго» ребенка (Хейли Дж., 1951), так и по отношению к его стрессоустойчивости. Тепличная атмосфера в семье приводит к ситуации, когда даже незначительные изменения условий воспринимаются как стресс, на который хочется закрыть глаза. По всей видимости, именно изменения социальной ситуации, а точнее, неподготовленность родителей и ребенка к та­ким изменениям (подготовка и поступление в школу, подростковый период) и подсознательное желание сохранить симбиотические отношения являются одной из причин стресса, в качестве реакции на который развивается близорукость. Эту точку зрения подтверждает факт удивительного совпадения пиков возникнове­ния и ускорения прогрессирования близорукости с началом обучения в школе (6—8 лет) и подростковым возрастом (13—15 лет) (Аветисов Э. С, 1986; Медве­дев А. В., 1997).

Таким образом, согласно данной модели, источником стресса, стимулирую­щим развитие детской близорукости, является плохо осознаваемая внешняя уг­роза разрыва или ослабления установившихся в семье симбиотических отноше­ний. Тревога и неосознаваемое психическое напряжение «удобно устраиваются» на цилиарной мышце (спазм аккомодации), что позволяет ребенку оградить себя от беспокоящих факторов (не замечать их, не заглядывать так далеко, буквально закрыть на них глаза), сокращая зону ясного видения. Мышечное напряжение охватывает также область шеи и плечевого пояса, приводя к специфическим из­менениям осанки (сутулость, поднятые плечи, опущенная голова), характерному направлению взгляда (исподлобья, снизу вверх) и развитию неправильных навы­ков зрения. Симбиотические отношения, в свою очередь, способствуют форми­рованию описанных выше личностных особенностей близоруких и выполняют роль благоприятной питательной среды для возникновения и фиксации наруше­ний зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: