double arrow

Заключение. Таким образом, обработка данных опроса родителей показала, что оценка вза­имоотношений в семьях, имеющих близоруких детей

Таким образом, обработка данных опроса родителей показала, что оценка вза­имоотношений в семьях, имеющих близоруких детей, отличается от таковой в семьях, где воспитывается нормально видящий ребенок. Сам факт существова­ния подобных различий свидетельствует о наличии микросоциального компонента в развитии близорукости. При этом в семьях, имеющих близоруких детей, выяв­ляются выраженные тенденции к так называемым симбиотическим отношени­ям, которые, с одной стороны, обеспечивают формирование индивидуально-пси­хологических особенностей детей с миопическими нарушениями рефракции (ми-опов) и, с другой стороны, играют роль благоприятной почвы для возникновения нарушений зрения. Можно полагать, что ведущим стресс-фактором в таких се­мьях являются угроза разрыва симбиоза и/или изменение устойчивых микросо­циальных взаимоотношений. С этой точки зрения детская миопия может рассмат­риваться как фактор, интегрирующий воспитательную неуверенность родителей, требования, предъявляемые ими к ребенку, и уровень удовлетворения его потреб­ностей в целостную, сбалансированную и весьма устойчивую систему семейных взаимоотношений.

Отсюда со всей очевидностью вытекает необходимость комплексного подхода к профилактике и коррекции миопических нарушений зрения у детей, включающего в себя не только создание правильных гигиенических условий и режима зрительных нагрузок, но и формирование оптимального микросоциального климата в семье.

Литература

1. Аветисов Э. С. Близорукость. М.: Медицина, 1986. 240 с.

2. Ананин В. Ф. Аккомодация и близорукость. М., 1992. 136 с.

3. Бэндлер Р., Гриндер X, Сатир В. Семейная психотерапия. Воронеж, 1993. 128 с.

4. Гафурова 3. Ф., ШариповА, Р., Гареев Е. М. Психологические особенности пациентов с миопией // Актуальные вопросы офтальмологии. Ч. 1. М., 1996. С. 52-54.

5. ДашевскийА. И. Близорукость. Л.: Медгиз, 1962. 148 с.

6. Ивашина А. И., Клюева Т. Ю., Форафонтова Е. А., Романова Н. А. Социальные вопросы близоруко­сти и эффективность радиальной кератотомии // Офтальмохирургия. 1991. № 3. С. 37-40.

7. Медведев А. В. Гигиенические условия зрительного труда детей дошкольного возраста // Ерошев-ские чтения. Самара, 1997. С. 219-220.

8. Медведев А. В. Причины ускорения рефрактогенеза у дошкольников // Ерошевские чтения. Са­мара, 1997. С. 218.

9. Розенблюм Ю. 3. Рефракция, аккомодация и зрение // Клиническая физиология зрения. М.: АО «Русомед», 1993. С. 180-199.

10. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. 200 с.

11. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб., 1996. 330 с.

12. Хеши Док. Необычайная психотерапия. СПб., 1995. 384 с.

13. ШариповА. Р., Гафурова 3. Ф., Гареев Е. М., Булатов Р. Т. Структура взаимосвязей офтальмологи­ческих показателей при прогрессирующей миопии // Актуальные проблемы современной оф­тальмологии. Смоленск, 1995. С. 130.

14. ШариповА. Р., Гареев Е. М., Гафурова 3. Ф. Результаты использования психофизиологических ме­тодов профилактики и коррекции близорукости // Нейрофизиологические основы формирова­ния психических функций в норме и при аномалиях развития. Тезисы докладов юбилейной кон­ференции, посвященном 30-летию Л. А. Новиковой. М., 1995. С. 66.

15. Шарипов А. Р., Гафурова 3. Ф., Гареев Е. М. Роль социально-психологических факторов в возник­новении близорукости // Экология и охрана окружающей среды: Тезисы докладов 2-й Междуна­родной научно-практической конференции. Пермь, 1995. С. 83—84.

Е. М. Масткжова, А. Г. Московкина

ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ*

Рождение слепого ребенка в семье с двумя незрячими родителями — прогнози­руемое событие и воспринимается с пониманием. С появлением слепого ребенка в семье у здоровых людей возникает иная психологическая обстановка. Состояние родителей близко к шоковому. Родители не знают, как будет функционировать се­мья в дальнейшем, чему можно обучать незрячего ребенка. Им не ясна перспекти­ва его психического развития. Родители слепого ребенка нередко испытывают чув­ство вины, что отрицательно отражается на их психическом состоянии: они замы­каются в своих переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей, знакомых. В такой ситуации от родителей требуется мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению к незрячему ребенку. Они не должны сомневаться в способности своего ребенка к обучению только из-за отсутствия у него зрения, но должны ясно представлять, что от них потребуется больше усилий и времени для обучения и воспитания ребенка. Но зато и радость будет сильнее, ощутимее. Тифлопедагоги знают, что при правильном воспитании слепой ребенок может достигнуть высокого уровня физического и духовного раз­вития. Овладев профессией, соответствующей его способностям, он может стать известным музыкантом, певцом, ученым.

Особенно важными являются первые три года жизни ребенка, когда родители могут оказать решающее воздействие на развитие ребенка. Одна из важнейших задач стоящих перед ними, — противостоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации). Последняя может проявиться в снижении об­щей активности ребенка, его двигательном недоразвитии, стереотипных движе­ниях.

Воспитание слепого ребенка должно с самого раннего детства основываться на любви, чуткости и терпении. В то же время не следует жалеть усилий на разви­тие самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условиях гиперопеки ре­бенок растет инфантильным, отстает от своих сверстников по развитию и зави­сит от окружающих.

Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными (Хорош С. М., 1991).

Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринима­ется в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учи­тывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зре-

* Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гу-манит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. С. 226-241.

ния родителями принимаются. Принятие означает способность родителей при­мириться с фактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Роди­тели видят в своем малыше прежде всего ребенка, имеющего особенности, свой­ственные и другим детям, а также присущее лишь ему своеобразие. Такая пози­ция становится необходимой предпосылкой создания в семье условий для пол­ноценного развития ребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал полноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно вы­соким.

Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребенок воспри­нимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое нуж­дается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испыты­вают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить. Такая жертвенная любовь не приносит ребенку пользы. Ребенок растет привыкшим к опеке, не приспособленным к жизни эгоистом. У такого ребенка не формируют­ся навыки самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной дея­тельности, характерная для глубоких нарушений зрения, недостаточно развива­ются сохранные анализаторы, и в первую очередь осязание.

Неадекватной и неблагоприятной для психического развития ребенка являет­ся такая позиция родителей, когда с недостатком зрения они смирились, но не принимают уже самого ребенка. Мать считает, что у нее не мог родиться незрячий ребенок. Произошла роковая ошибка, и она не обязана расплачиваться за чужие ошибки. Ребенок вызывает у нее раздражение. Она психологически отвергает ре­бенка, мало с ним занимается и старается отдать его на воспитание родственни­кам или другим лицам.

Весьма сложная ситуация создается и в результате такого отношения к ребен­ку, когда родители принимают его, но отрицают наличие у него каких-либо осо­бенностей. Казалось бы, в данном случае родители (так же как и при адекватном отношении) относятся к ребенку, как к здоровому. Но при этом не принимаются в расчет специфические особенности ребенка, поскольку родители не допускают и мысли о том, что они его не вылечат. Чаще подобную позицию занимают роди­тели слепых детей, имеющих нарушения интеллекта. Настаивая на отсутствии у ребенка нарушений со стороны интеллектуальной сферы, родители создают ему неадекватные учебные условия, не учитывающие сложный характер его наруше­ния, что создает перенапряжение его нервной системы и отрицательно сказыва­ется на формировании его личности.

Последняя из позиций родителей по отношению к незрячему ребенку предпо­лагает неприятие как недостатка, так и самого ребенка. У родителей появляется желание избавиться от ребенка. Если дефект выявлен уже при рождении ребенка и оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказывают­ся от ребенка.

Нередко мать и отец занимают разные позиции по отношению к ребенку и его дефекту. Это создает почву для конфликтов в семье и может привести к ее распаду.

Почва для конфликтной ситуации в семье особенно легко создается и тогда, когда у ребенка кроме слепоты имеются нарушения со стороны интеллектуаль­ной сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: