Формирование оценочной модели конкурентоспособности объектов интеллектуальной собственности при подготовке менеджеров

Постановка проблемы. При обучении менеджеров в области интеллектуальной собственности (ИС) в условиях рыночной экономики ведущее место занимают маркетинговые исследования, т.е. анализ рынка ИС. В этой мало изученной проблеме для соответствующих рынков Украины особая роль должна отводиться анализу и оценке конкурентоспособности объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Актуальность проблемы заключается, во-первых, в огромных потерях на рынке интеллектуального труда и, во-вторых, недостаточной научно-методической базы определения интегральной оценки уровня востребованности ОИС на отечественном и международном рынках. Потребность в маркетинговых исследованиях, связанных с использованием ОИС, возникла сравнительно недавно. Анализ публикаций российских и украинских специалистов [1.2.3], посвящённых указанной проблеме, показал, что вопросы комплексной оценки конкурентоспособности ОИС нашли весьма слабое отражение. Целью настоящей работы является формирование оценочной квалиметрической модели конкурентоспособности ОИС на основе целевого подхода и методики парных сравнений.

Объектом исследования являются ОИС различной разновидности, предназначенные для реализации на свободном конкурентом рынке продуктов интеллектуального труда. Предметом исследования является моделирование процесса анализа и оценки конкурентоспособности, позволяющее управлять данным процессом.

Опыт работы по подготовке менеджеров интеллектуальной собственности в Украинской инженерно-педагогической академии (УИПА) подтвердил необходимость рассмотрения указанной проблемы в курсе «Маркетинг на рынке ОИС». Оценочное моделирование конкурентоспособности заключается в качественном и количественном анализе параметров (факторов) его формирующих. Качественный анализ заключается в выявлении полного набора качественных параметров, отражающий определенные известные формально-логические правила. Количественный анализ представляет собой выявление соотносительной значимости каждого из параметров, исходя из интересов потенциальных потребителей. Исследование проводилось методами математической статистики, экспертных оценок квалиметрии.

Под конкурентоспособностью в данной работе понимается интегральный количественный оценочный показатель, включающий набор независимых друг от друга оценочных параметров, которые в полной мере характеризуют интерес потенциальных пользователей (потребителей) рассматриваемого ОИС на конкретном определенном рынке.

Приведенное определение дает характеристику понятия конкурентоспособности как обобщающего критерия рыночной ценности ОИС. Выявление конкурентоспособности в виде оценочной модели позволит решать ряд задач управления ОИС, которым относятся:

· Выбор варианта ОИС на стадии разработки

· Решение вопроса о наиболее целесообразном этапе выхода ОИС на рынок

· Управление конкурентоспособностью ОИС

· Выбор стратегии и тактики конкурентной борьбы.

Одной из наиболее важных и достаточно сложных задач формирования конкурентоспособности ОИС является выявление обоснованного набора оценочных параметров. Основополагающим принципом для этого должно быть максимальное удовлетворение потребностей потенциальных пользователей ОИС. Реализация его возможна при соблюдении известных принципов (правил) формальной логики, связанных декомпозицией общего показателя (критерия) на частные. К ним относятся:

1. Единство признака (основания) декомпозиции, т.е. каждый оценочный параметр должен соответствовать единому признаку.

2. Полнота декомпозиции, т.е. выявленные параметры должны в полной мере отражать конкурентоспособность ОИС в целом.

3. Непрерывность декомпозиции, т. е. между критерием и подкритерием не должно быть промежуточных понятий, которые необходимы для раскрытия понятия критерия и включали бы в себя признаки (свойства) подкритерия.

4. Взаимная независимость оценочных параметров, т.е. каждый из параметров не зависит от остальных.

5. Существенность каждого оценочного параметра, т.е. отсутствие выявленного оценочного параметра, не учитывая его значимость, делает оценочную модель неполной, а значит, некорректной.

6. Возможность непрерывной (а не точечной) оценки каждого из оценочных параметров, т.е. каждый из параметров должен отражать не только наличие определенного свойства, но и меру его проявления.

Исходя из определения конкурентоспособности и приведенных принципов, можно выявить оценочные параметры конкурентоспособности конкретного ОИС на конкретном рынке.

Анализ параметров конкурентоспособности показывает, что их можно разделить на две группы: общие (характерные для любых ОИС) и специфичные, учитывающие специфику конкретных ОИС. Не касаясь специфичных, рассмотрим общие параметры конкурентоспособности. По данным [1], конкурентоспособность определяется следующими параметрами (в скобках приведено, что конкретно понимается в [1] по каждому признаку):

· Степень правовой защиты (обеспечения монопольных прав, наличие правовой защиты основных или второстепенных узлов, наличие товарного знака). По нашему мнению, данный параметр следует рассматривать несколько шире, а именно, кроме полноты правовой защиты отдельных компонентов ОИС, необходимо в этом параметре учитывать степень полноты набора охраняемых прав и вид охранного документа.

· Технический уровень (выше или соответствует современному техническому уровню). По сути, в [1] по данному параметру дается точечная, а не непрерывная оценка. Предлагается технический уровень определять в виде непрерывной оценки: выше уровня лучших международных образцов, на уровне лучших международных образцов, выше уровня лучших национальных образцов, на уровне лучших национальных образцов и т.д. Кроме того, в конкретных условиях для определенных видов ОИС этот параметр должен учитывать научный или научно-технический уровень.

· Место на рынке (новый тип продукции, который будет удовлетворять потребность, не удовлетворяемую в настоящее время, либо продукция имеет новые характеристики, значимые для большого круга потребителей, либо продукция аналогична той, которая уже имеется на рынке). По сути, этим параметром раскрывается важный оценочный параметр, отражающий уровень потребностей, удовлетворяемый ОИС. Наивысшая оценка по данному параметру должна быть для новых, раннее не существующих потребностей, далее для известных потребностей, удовлетворяемых большинством аналогичных ОИС и т.д.

· Характеристика рынка (рынок охватывает всю страну и имеет большое разнообразие потребителей, либо рынок с большим разнообразием потребителей, но только в некоторых районах страны, либо специальный рынок с небольшим числом потребителей). Очень важный и необходимый оценочный параметр, но более конкретное его название масштаб или охват рынка. Кроме этого, по нашему мнению, следует также расширить возможные варианты по этому параметру.

· Цена приобретения прав на ОИС (ниже, совпадает или выше цены продукции, имеющей сходные технические характеристики). Здесь также следует расширить возможные варианты по этому параметру, приняв за основу какой круг потенциальных потребителей можно удовлетворить предлагаемой ценой.

· Ожидаемая острота конкуренции.

· Вероятность расширения рынка

Последние два показателя являются весьма важными для решения вопроса о выходе на рынок с рассматриваемым ОИС, однако они не отражают потребности потенциального пользователя и, исходя из приведенного определения не являются оценочным показателем конкурентоспособности. В число показателей конкурентоспособности необходимо включить, по мнению автора, имидж разработчика.

По результатам опросов предлагается квалиметрическую таблицу парных сравнений по следующей форме.

Таблица 1

Квалиметрическая модель парных сравнений
№ п/п Оцениваемые параметры Парные сравнения значимости Сумма баллов значимости Удельный вес значимости
           
  Степень правовой защиты                
  Технический уровень                
  Уровень удовлетворяемых потребностей                
  Масштаб или охват рынка                
  Цена приобретения прав на ОИС                
  Имидж разработчика                
    Итого            

Попарное сравнение каждого из оценочных параметров предлагается производить в соответствии со следующей инструкцией:

Значения баллов значимости в зависимости от степени предпочтения
  при абсолютном предпочтении строки над столбцом    
  при явном предпочтении строки над столбцом    
  при сильном предпочтении строки над столбцом    
  при слабом предпочтении строки над столбцом    
  при равной значимости строки и столбца    
  Определить сумму баллов значимости по каждой строке (параметру)
  Определить удельный вес значимости по каждому оцениваемому параметру

Учитывая специфичный характер ОИС, основным источником получения информации о параметрах конкурентоспособности является опросник заинтересованных потенциальных потребителей. Ниже приводится такой предлагаемый опросник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: