Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений. Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу. Обучение и воспитание в школе как основное условие психического развития младших школьников. Место школьника в семье. Учитель и одноклассники.
Шестилетние дети в условиях школы. Деятельность в младшем школьном возрасте. Изменение объективных условий (социальной ситуации) психического развития с приходом ребенка в школу.
Особенности общения
Общение с родителями и другими взрослыми. Влияние стиля работы учителя на развитие общения детей.
Общение и речь в школе.
Социальная жизнь младшего школьника. Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Влияние стиля общения учителя на общение детей. Роль классного воспитателя в формировании у младших школьников общественной позиции. Общение мальчиков и девочек в классе.
Необходимость единства педагогических воздействий семьи и школы.
Особенности общения со сверстниками.
Умственное развитие
Особенности формирования интеллектуальных процессов в условиях решения учебных и практических задач. Содержание обучения как источник умственного развития в школьном возрасте.
Возрастные особенности и возможности усвоения знаний. Проблема интеллектуализации психических процессов: развитие восприятия и наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности воображения и внимания.
Личность ребенка младшего школьного возраста
Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания. Имя.
Внешний образ. Лицо. Тело. Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования. Половая идентификация. Психологическое время детской личности в младшем школьном возрасте. Социальное пространство в самосознании ребенка младшего школьного возраста. Развитие чувств. Особенности воли. Формирование социальной активности младшего школьника. Значение формирования основ экологического сознания. Психология формирования национального и интернационального самосознания.
Особенности развития личности в условиях психической депри-вации.
Индивидуальные различия в младшем школьном возрасте.
Учебная деятельность как ведущий вид деятельности,