Основой теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) являются законы развития технических систем, полученные путем анализа большого количества патентов. В основу этой теории был положен алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), разработанный Г.С. Альтщуллером и его школой [20, 21, 22].
В основу АРИЗ положен закон появления и разрешений противоречий. Техническое противоречие это ситуация, когда попытка улучшить одну характеристику системы приводит к ухудшении другой. Физическое противоречие - это ситуация, когда к одному объекту применяются противоположные требования.
Алгоритм изобретения позволяет значительно быстрее разрешить технические и физические противоречия по сравнений с методом, проб и ошибок.
Рассмотрим сокращенный вариант АРИЗ для повышение эффективности работы тепловозных дизелей.
3.5.1. Анализ исходной ситуации
При выполнении этого раздела АРИЗ необходима выполнить установленные операции. Причем в зависимости от конкретной задачи эти операции имеют свою специфику. Приведем в сокращенной виде эти операции.
|
|
3.5.1.1. Определить конечную цель решения задачи:
а) какую характеристику объекта надо изменить?
б) какие характеристики объекта нельзя менять?
в) какие расходы снизятся, если задача будет решена?
г) каковы допустимые затраты?
д) какой главный технико-экономический показатель надо улучшить?
3.5.1.2. Проверить обходной путь. Допустим, задача принципиально не решается: какую задачу надо решить, чтобы получить требуемый конечный результат?
а) Переформулировать задачу, перейдя на уровень надсистемы, в
которую входит данная в задаче система.
б) Перейдя на уровень подсистемы, переформулировать задачу.
в) На трех уровнях (система, надсистема, подсистема) переформулировать задачу, заменив требуемое действие или свойство обратным.
3.5.1.3. Определить, решение какой задачи целесообразно - первоначальной или одной из обходных. Произвести выбор, учитывая факторы объективные (резервы в данной системе) и субъективные (задача на минимум или на максимум).
3.5.1.4. Определить требуемые количественные показатели.
Основная цель: обеспечить эффективную работу тепловозного дизеля 10Д100 на номинальном режиме и холостых оборотах.
На номинальном режиме дизели магистральных тепловозов работа
ют 7-10 % общего времени работы, на холостых оборотах 40-50 %, остальное время на переходных режимах и частичных нагрузках [23].
На номинальном режиме (н.р.) распыл топлива и дальнебойного факела хороший за счет большой подачи топлива и больших оборотов двигателя. Мощный вихрь воздуха на номинальном режиме при хорошем распыле и дальнебойности обеспечивает хорошее смесеобразование. Основной недостаток процесса - высокая температура горения, в результате двигатель перегревается.
|
|
На холостом ходу (х.х.) распыл грубый и дальнебойность факела малая за счет малого количества подаваемого топлива и малых оборотов двигателя. На этом режиме за счет плохой работы турбовоздуходувки вихрь воздуха слабый, в итоге ухудшается процесс смесеобразования. При этом в цилиндре сравнительно низкая температура, что затрудняет самовоспламенение топлива. Происходит неполное сгорание топлива, несгоревшее топливо попадает в масло и образуется нагар.