Синектика

Цель данного метода состоит в том, чтобы направить спонтанную активность мозга и нервной системы на исследование и преобразова­ние рассматриваемой системы [2].

Группа синектики использует обсуждение аналогии в качестве средства для ориентирования своего спонтанного мышления на по­ставленную проблему. При этом используются аналогии четырех типов.

1. Прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах,
решающих сходные проблемы; например, утверждают, что наблюдения
Брюнеля за червем-древоточцем, образующим трубчатый канал, когда
он пробуравливает древесину, навело этого исследователя на мысль
о кесонном методе строительства подводных сооружений.

2. Субъективные аналогии. Конструктор старается представить се­бе, как можно было бы использовать свое собственное тело для до­стижения искомого результата; например, что он сам почувствовал
бы, если выполнял бы функцию лопасти винта, какие силы воздейство­вали бы на него со стороны воздушного потока и со стороны втулки;
что ой испытывал бы, если бы "был кроватью"?

3. Фантастические аналогии. Представить себе вещи такими, каки­ми они не являются, но какими мы хотели бы их видеть; например,
хотелось бы иметь маленького "человечка" для набора телефонного
номера; хотелось бы, чтобы дорога существовала лишь там, где ее
касаются колеса нашего автомобиля.

4. Символические аналогии. Это поэтические метафорам сравнения,
в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, например устье реки, головка молотка, дерево
решений, заглушить вибрацию, подавить сопротивление.

При этом можно ввести следующую классификацию аналогий:

прямые - реальные,

фантастические - нереальные,

субъективные - телесные,

символические - абстрактные.

Членов группы приучают преодолевать боязнь раскрытия друг перед другом своих глубоко личных мыслей, для чего их заставляют наблю­дать за тем, как работают опытные "синекторы", и следовать их при­меру.

Чтобы научить членов группы распознавать признаки- приближения к решению, ведущему ко всеобщему удовлетворению и душевному подъ­ему, используются записи на магнитную ленту. Последовательность решения проблемы такова:

1) проблема, как она задана - формулировка проблемы;

2) очищение от очевидных решений - дискуссия, в ходе которой
группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений (этот этап напоминает мозговой штурм);

3) превращение необычного в привычное - поиск аналогий, позво­ляющих выразить "заданную проблему" в терминах, хорошо знакомых
членам группы по опыту работу.

В попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок пред­ложений допускается игнорирование физических законов и соглашений (например: «Вы хотите сказать, что вам нужна антигравитационная машина»);

4) проблема как она понята - определяются главные трудности и
противоречия, препятствующие решению проблемы;

5) наводящие вопросы - председательствующий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогий. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблемы, как она понята». Когда появляется перспективная идея, ее
развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут из­готовить и апробировать грубые прототипы устройства. Аналогии ис­пользуются для того, чтобы превратить привычное в необычное. Та­кое преобразование значительно повышает степень мысленной конструкции ситуаций, известных из прошлого опыта, в формах, совмести­мых с заданной проблемой.

Синектический метод аналогий успешно поменяется как один из элементов более сложного метода «Алгоритм решения изобретатель­ских задач».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: