Цель данного метода состоит в том, чтобы направить спонтанную активность мозга и нервной системы на исследование и преобразование рассматриваемой системы [2].
Группа синектики использует обсуждение аналогии в качестве средства для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему. При этом используются аналогии четырех типов.
1. Прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах,
решающих сходные проблемы; например, утверждают, что наблюдения
Брюнеля за червем-древоточцем, образующим трубчатый канал, когда
он пробуравливает древесину, навело этого исследователя на мысль
о кесонном методе строительства подводных сооружений.
2. Субъективные аналогии. Конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать свое собственное тело для достижения искомого результата; например, что он сам почувствовал
бы, если выполнял бы функцию лопасти винта, какие силы воздействовали бы на него со стороны воздушного потока и со стороны втулки;
что ой испытывал бы, если бы "был кроватью"?
3. Фантастические аналогии. Представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть; например,
хотелось бы иметь маленького "человечка" для набора телефонного
номера; хотелось бы, чтобы дорога существовала лишь там, где ее
касаются колеса нашего автомобиля.
4. Символические аналогии. Это поэтические метафорам сравнения,
в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, например устье реки, головка молотка, дерево
решений, заглушить вибрацию, подавить сопротивление.
При этом можно ввести следующую классификацию аналогий:
прямые - реальные,
фантастические - нереальные,
субъективные - телесные,
символические - абстрактные.
Членов группы приучают преодолевать боязнь раскрытия друг перед другом своих глубоко личных мыслей, для чего их заставляют наблюдать за тем, как работают опытные "синекторы", и следовать их примеру.
Чтобы научить членов группы распознавать признаки- приближения к решению, ведущему ко всеобщему удовлетворению и душевному подъему, используются записи на магнитную ленту. Последовательность решения проблемы такова:
1) проблема, как она задана - формулировка проблемы;
2) очищение от очевидных решений - дискуссия, в ходе которой
группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений (этот этап напоминает мозговой штурм);
3) превращение необычного в привычное - поиск аналогий, позволяющих выразить "заданную проблему" в терминах, хорошо знакомых
членам группы по опыту работу.
В попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предложений допускается игнорирование физических законов и соглашений (например: «Вы хотите сказать, что вам нужна антигравитационная машина»);
4) проблема как она понята - определяются главные трудности и
противоречия, препятствующие решению проблемы;
5) наводящие вопросы - председательствующий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогий. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблемы, как она понята». Когда появляется перспективная идея, ее
развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и апробировать грубые прототипы устройства. Аналогии используются для того, чтобы превратить привычное в необычное. Такое преобразование значительно повышает степень мысленной конструкции ситуаций, известных из прошлого опыта, в формах, совместимых с заданной проблемой.
Синектический метод аналогий успешно поменяется как один из элементов более сложного метода «Алгоритм решения изобретательских задач».