Датчик неровной дороги (ДНД, является единственным датчиком в системе, который не оказывает прямого влияния на процесс управления двигателем. Он выполняет чисто защитную функцию: по сигналу этого датчика контроллер может прерывать на время распознавание пропусков воспламенения.
Рис.. Датчик неровной дороги.
Согласно законодательству бортовая диагностика автомобиля в комплектации Евро–III должна распознавать пропуски воспламенения, которые могут привести к превышению допустимого уровня вредных выбросов в атмосферу. Такое превышение будет происходить, если в среднем на сто рабочих циклов двигателя будет приходиться три – четыре случая невоспламенения рабочей смеси. Из этого следует, что бортовая диагностика должна быть очень чувствительной, чтобы обнаруживать каждый пропуск воспламенения. В ВАЗовских системах управления определение пропусков воспламенения основано на расчете неравномерности вращения коленчатого вала по сигналу ДПКВ. При отсутствии сгорания в цилиндре время движения поршня от ВМТ к НМТ увеличивается (по сравнению с предыдущим полуоборотом коленчатого вала). Если контроллер определяет значительное замедление поршня в одном из цилиндров, он классифицирует это как пропуск воспламенения. Так как коленчатый вал через трансмиссию жестко связан с колесом, то все «биения» колеса (замедление–ускорение вращения) при движении по кочкам передаются на коленчатый вал. Из–за этого на неровной дороге резко повышается вероятность ложного распознавания пропусков воспламенения.
|
|
ДНД представляет собой акселерометр, принцип его работы основан на пьезоэффекте и аналогичен принципу работы датчика детонации. Датчик устанавливается в подкапотном пространстве на кузове автомобиля и регистрирует колебания кузова в вертикальной плоскости. По амплитуде сигнала ДНД контроллер определяет моменты времени, когда автомобиль движется по неровной дороге, и на это время запрещает распознавание пропусков воспламенения.