На такте выпуска из камеры сгорания выводятся отработавшие газы. Основными составными частями отработавших газов являются азот (
), углекислый газ (
) и водяной пар (
). Азот, являясь основной частью воздуха, не участвует в процессе горения и тем самым составляет приблизительно 71% отработанного газа. Но в незначительном количестве азот реагирует с кислородом, образуя окислы азота
. Содержащийся в топливе, связанный химически, углерод образует при полном сгорании углекислый газ
, который составляет примерно 14% отработавших газов. Содержащийся в топливе водород образует при полном сгорании водяной пар
, который большей частью конденсируется при остывании. Все вышеперечисленные компоненты (кроме
) являются безвредными для человека и окружающей среды.
На токсичность отработавших газов можно воздействовать в трех направлениях:
- подготовка топливовоздушной смеси (перед двигателем);
- оптимизация процессов горения (в двигателе);
- последующая доработка отработавших газов на выпуске двигателя.
В последнем случае речь идет о дожигании не полностью сгоревшего топлива. Дожигание производится с помощью катализатора. Он способствует последующему догоранию (окислению) окиси углерода СО и углеводородов СН, преобразуя их в безвредные углекислый газ
и воду
, а также производит снижение концентрации окислов азота
, преобразуя их в нейтральный азот
(восстановление азота). При помощи катализатора свыше 90% вредных веществ можно преобразовать в безвредные. Нейтрализаторы, устанавливаемые на автомобилях «ВАЗ», являются трехкомпонентными, т.е. производят одновременную доработку всех трех вредных веществ (СО, СН,
). Они оснащены трубчатым каркасом из керамики, которая покрыта слоем благородных металлов (платина и родий). Окислительным катализатором является платина, восстановительным катализатором – родий. Повышенное содержание кислорода в отработавших газах (при сгорании бедных смесей) затрудняет восстановление азота. Пониженное содержание кислорода в отработавших газах (при сгорании богатых смесей) затрудняет окисление окиси углерода и углеводородов.
Наиболее полное сгорание и максимальная эффективность нейтрализации вредных компонентов достигается при стехиометрическом составе топливовоздушной смеси. Вот почему наличие нейтрализатора в выпускной системе двигателя требует введения в систему управления датчика кислорода.
Применение нейтрализатора накладывает определенные требования на условия эксплуатации автомобилей:
- автомобили с нейтрализатором должны заправляться только неэтилированным бензином, т.к. свинец разрушает каталитическое действие благородных металлов, резко снижая эффективность нейтрализации отработавших газов;
- двигатели автомобилей должны работать без перебоев в воспламенении топливовоздушной смеси, так как при большом уровне пропусков воспламенения несгоревшая топливовоздушная смесь попадает в нейтрализатор, где воспламеняется. Происходит перегрев нейтрализатора и его разрушение.
Рис.. Система выпуска автомобиля ВАЗ–21102.
1 – управляющий датчик кислорода, 2 – керамический элемент нейтрализатора, 3 – нейтрализатор, 4 – диагностический датчик кислорода, 5 – дополнительный глушитель
. Содержание вредных веществ в ОГ автомобиля ВАЗ–21102:
а – без каталитической доработки; б – с каталитической доработкой.
Оптимальный диапазон регулировки состава смеси (
= 0.99..






