1. Прочитайте текст 1. Какими представляет Ф Ницше нравы древних греков? В чем расходятся представления о гуманности у современного человека и человека древности, только начавшего создавать цивилизованное общество? В чем, согласно Гесиоду, заключаются различия между Эридой злой и Эри-дой доброй? Почему, с точки зрения Ф. Ницше, соревновательность помогает преодолеть вражду между людьми? Что являлось для греков высшей целью их честолюбивых стремлений — победа для себя или победа для государства? Почему? В каких областях жизни проявлялась соревновательность?
2. Прочитайте текст 2. Какие особенности спартанского строя кажутся историку Ксенофонту наиболее привлекательными? Попробуйте определить основные черты характера спартанца (используйте для этого отрывок из Ксенофонта и текст § 2). Почему, с вашей точки зрения, законы Ликурга стали нару-
1 Гоплиты — тяжеловооруженные воины.
шаться? Каким именно законам Ликурга спартанцы перестали повиноваться в первую очередь?
3. Прочитайте тексты 3 и 4 В чем видел Перикл главное преимущество демократического строя? Как определял демократию? Как понимает Перикл слово «свобода»? Вспомните, что говорил Платон об опасностях, грозящих государству от излишней свободы. Чья позиция кажется вам более правильной — Платона или Перикла? Какую черту демократического строя считает главной сторонник олигархии (см. текст 4)? Сравните с определением демократии у Перикла. В чем противник Афин видит основание для появления демократии? Почему он вынужден признать это основание справедливым?
Глава III