Трудовое право. Введение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ—ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

А.С. Категов

В.В. Костиков

ТРУДОВОЕ ПРАВО

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030501.65 (021100) «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Санкт—Петербург


Одобрено на заседании кафедры «Уголовное право», протокол № 9 от 10 мая 2010 г.

Одобрено на заседании кафедры «Предпринимательского и сервисного права», протокол № 12 от 19 октября 2010 г.

Утверждено Учебно-методическим советом по специальности

030501.65 (021100) «Юриспруденция», протокол №__ от____2010 г.

Трудовое право. Учебное пособие

Для студентов специальности

030501.65 (021100) «Юриспруденция». - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010.-__с.

Учебное пособие по дисциплине «Трудовое право» является базовым учебно-методическим документом для изучения дисциплины «Трудовое право» в Юридическом институте Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Учебное пособие разработано на основе Трудового кодекса РФ, нормативно-правовой базы трудового законодательства, учебной и методической литературы по трудовому праву.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030501.65 «Юриспруденция».

Составители: д-р юрид. наук, проф. А. С. Категов,

к. вет. наук, доц. В.В.Костиков

Рецензенты: д-р юрид. наук, проф. Е.В. Воскресенская,

д-р юрид. наук, проф. Н.Ф. Бабанцев

© Санкт - Петербургский государственный университет

сервиса и экономики 2010г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….. ….……....….5

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ …………………………………………..……….8

Тема 1. Понятие, предмет, метод, принципы и система российского трудового права…………………………………………………….…….……...8

Тема 2. Источники трудового права………………………………….………19

Тема 3. Субъекты трудового права………………………………….......……22

Тема 4. Правовое положение профсоюзов в сфере труда…..…….….……..25

Тема 5. Социальное партнерство в сфере труда……...…..………........……32

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ……………………………………………45

Тема 6. Правовое регулирование обеспечения занятости и трудоустройства населения……………………………….……………....……45

Тема 7. Трудовой договор…………………………………………………….....53

Тема 8. Рабочее время и время отдыха………………………………………101

Тема 9. Заработная плата (оплата труда)……………………………………125

Тема 10. Гарантии и компенсации……………………………………………138

Тема 11. Трудовой распорядок. Дисциплина труда……………………...…146

Тема 12. Правовое регулирование охраны труда………………………….. 158

Тема 13. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников……………………………………………………………………….185

Тема 14. Правовое регулирование индивидуальных и коллективных споров…………………………………………………………………………….196

Тема 15. Материальная ответственность сторон трудового договора….……………………………………………………………………....245

Тема 16. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства……………………………………………………………......260

Тема 17. Международно-правовое регулирование труда………...………..270

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА……………………………… 281

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ………………………………………………………….………….284

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ………………………………………………………301

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ………..………..………. …….....321

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… …….357


ВВЕДЕНИЕ

В современный период, период всемирного экономического кризиса, следствием которого являются грубейшие нарушения трудовых прав работников (необоснованный отказ в приеме на работу и увольнение с нарушением законодательства, увеличение продолжительности рабочего времени и др. нарушения прав работников), актуальность изучения дисциплины «Трудовое право» многократно возрастает.

Целью изучения дисциплины «Трудовое право» являются: развитие у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для успешного применения трудового законодательства в своей практической деятельности, подготовка высококвалифицированных специалистов.

Предметом изучения дисциплины «Трудовое право» являются общественные отношения, связанные с трудовой деятельностью человека в коллективе.

Задачами изучения дисциплины является формирование у студентов умения ориентироваться в источниках трудового права, способности анализировать, обобщать изученный материал и правильно его применять на практике.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- содержание норм Трудового кодекса Российской Федерации и других

федеральных законов, регулирующих трудовые и связанные с ними

отношения;

- понятия и принципы трудового права, его предмет и метод;

- структуру отрасли трудового права, его институты, субъекты трудового

права и их правовое положение в сфере труда;

- основные термины трудового права;

- правовые нормы, регулирующие рабочее время и время отдыха;

- основы правового регулирования заключения, изменения и прекращения трудового договора, материальной ответственности сторон трудового договора;

- понятие охраны труда, рабочего времени и времени отдыха;

- права и обязанности работодателя и работника, а так же органов,

осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового

законодательства;

- порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных

трудовых споров.

уметь:

- правильно применять на практике трудовое законодательство и иные

нормативно- правовые акты, содержащие нормы трудового права;

- грамотно проводить анализ соблюдения трудового законодательства на

предприятии.

владеть навыкамисоставления документов, юридически оформляющих трудовые отношения.

Дисциплина «Трудовое право» является составной частью федерального компонента основной образовательной программы.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курса гражданского права, гражданско-процессуального права и административного права.

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции и семинарские занятия. Особая роль отводится самостоятельной работе.

На лекциях студентам рекомендуется вести конспекты, которые представляют собой краткое изложение или запись содержания лекции.

На семинарских занятиях студентам необходимо обратить внимание на основные вопросы изучаемой темы, осмыслить их. Важно законспектировать обязательную литературу и составить краткий план выступления по каждому вопросу предстоящего занятия. В зависимости от формы семинара могут быть определены и индивидуальные задания, в частности, написание докладов, сбор и обработка материалов.

Во время самостоятельной работы студенты должны изучать теоретическую литературу, нормативно-правовые материалы, практическую и статистическую информацию.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по соответствующим разделам учебной дисциплины.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по разделам учебной дисциплины. Проводится в форме зачета и (или) экзамена.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы (контролируются на междисциплинарном экзамене по специальности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: