Теория утилитаризма

Одной из самых влиятельных в этике бизнеса является теория ути-<ш торизма. Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748—1832). В своих трудах Бентам разрабатывал чгюлику поиска объективных критериев измерения ценностей, кото- 1<М должна была обеспечить возможность простого и удовлетворитель­ного с экономической точки зрения определения адекватности соци-нимюй политики и общественного законодательства. По его мнению, кииболее эффективными критериями могли служить степень соответ-• i иии образа действия и существующих законов и степень полезности и мпсдности деятельности (по данным оценки ее последствий).

Какое-либо действие является правомерным с этической точки зре­ния в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект tioro действия превышает суммарный полезный эффект любого другого ирйствия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.

Таким образом, принцип утилитаризма предполагает наличие воз­можности количественного измерения благ, производимых путем со-ш'[)шения действий, возможность их суммирования, а также вычисле­нии разности между количеством благ и количеством отрицательных («чультатов, а значит — и возможность определить, какое из действий 'uu;r максимальную чистую прибыль или минимальные абсолютные цш'ходы. Следовательно, на базе данного принципа можно осуществить ынмчественное измерение всех видов прибыли и расходов и, пользу-ми, некоей общей численной шкалой, реализовать сложение или вычи­ни i не определенных значений искомых показателейТ'Например, уро-тчи> степени удовлетворенности рабочих состоянием среды, в которой 1«Н1лизуется трудовой процесс, может быть оценен величиной, равной 'itIO сд. (позитивным) полезности, тогда как соответствующий отрица-1РЛЫ1ЫЙ эффект (счет из банка, присланный в следующем месяце) hvuct равен 700 ед. (негативным). Таким образом, общий итог описан­ной акции, направленной на улучшение состояния среды, в которой ^удятся рабочие, составит 200 ед. (негативных) полезности. Если прин­цип утилитаризма гласит, что данное конкретное действие является гфшюмерным, поскольку отличается более высокой полезностью, чем



 

Лекция S. Основные концепции в этике бизнеса

любой другой соответствующий акт, то это вовсе не значит, что право­мерным является такое действие, которое приносит максимум пользы лицу, его совершающему. Более верным является, скорее, следующее утверждение: правомерно такое действие, которое приносит максимум пользы всем тем лицам, которые оказываются в сфере действия ре­зультатов акции (в том числе человеку, совершающему данную акцию). Принцип утилитаризма нельзя толковать и в том смысле, что он пред­полагает необходимость преобладания положительного эффекта над отрицательным (прибыли над расходами). Правильно считать, что, со­гласно этому принципу, в конечном счете правомерной является такая акция, которая дает наибольшую чистую прибыль по сравнению с дру­гими вариантами. Наконец, ошибкой было бы думать, что принцип утилитаризма предполагает необходимость учета только непосредствен­ных и мгновенных результатов наших действий. Напротив, при анализе всех возможных вариантов действий следует как учитывать текущие положительные и негативные эффекты в виде расходов и прибыли, так и прогнозировать их последствия, в том числе любые косвенные ре­зультаты.

Теория утилитаризма привлекательна во многих отношениях. Ее по­ложения согласуются с критериями, которые используются для интуи­тивной оценки моральности поведения. Так, в случае, когда человек пытается объяснить, почему он морально обязан совершить ту или иную акцию, он часто руководствуется соображениями о пользе или вреде, которые его действия могут принести другим людям. Соображения мора­ли требуют учета интересов всех окружающих наравне с собственными интересами. Такое поведение полностью вписывается в теорию утилита­ризма, поскольку положения последней содержат требование необхо­димости определять результат действия в отношении всех лиц, участву­ющих в акции, и требование выбирать такой вариант образа действий, который обеспечивает максимальный полезный эффект для каждого независимо от того, получает ли он прибыль непосредственно.

Используя принципы утилитаризма, можно объяснить, почему не­которые виды деяний считаются аморальными (ложь, супружеская из­мена, убийство), а другие, напротив, — морально оправданными (прав­дивые высказывания, верность, соблюдение обязательств). Сторонник теории утилитаризма может доказать, что лгать нехорошо потому, что ложь приведет к убыли общественного благосостояния. Когда люди лгут друг другу, они в меньшей мере способны доверять и сотрудничать. А чем меньше интенсивность доверия и сотрудничества, тем ниже об­щее благосостояние. Правдивость в общении — позитивный фактор, ибо укрепляет доверие и усиливает сотрудничество, тем самым спо­собствуя укреплению благосостояния. В целом можно утверждать, что


 

Теория утилитаризма

лучшее правило — говорить правду и воздерживаться от лжи. Сторон­ники традиционного утилитаризма, тем не менее, отрицают тот факт, что действие может оказаться безусловно некорректным. Так, они не согласились бы с тем, что нечестность или воровство всегда безусловнс плохи. Если в определенной ситуации нечестное деяние приведет к боле* благоприятным последствиям, чем какая-либо иная акция, которая мо­жет быть совершена этим же лицом в этой же ситуации, то тогда согласно теории традиционного утилитаризма, нечестный поступо! будет морально оправдан (в этом частном случае).

Идеи утилитаризма оказали достаточно сильное влияние на разви­тие экономических наук. Многие экономисты еще в XIX в, категориче ски утверждали, что в основе механизмов хозяйственной деятельност] лежит естественное стремление человека к максимальному увеличе нию своего благосостояния, а полезность производимых товаров изме ряется той ценой, которую люди желают уплатить за них. Принима эти и другие упрощения, экономисты получили возможность выяснит известную всем зависимость между спросом и предложением, опреде лив таким образом характер связи между спросом и предложениеу между продавцом и покупателем, а также объяснили причины равно иссия цен в условиях свободного конкурентного рынка. Более того (это особенно важно), экономисты сумели также доказать, что развита системы свободных рынков на основе конкуренции приведет к таком способу эксплуатации ресурсов и утвердит такой механизм варьировг пия цен, что у потребителя появится возможность довести свою общ< ственную полезность до максимума (до оптимума, если пользоватьс терминологией Парето), причем это произойдет за счет повышеш покупательной способности. Таким образом, находясь на позициях ti ории утилитаризма, экономисты приходят к выводу о безальтернати) пости системы свободного рынка.

Теория утилитаризма лежит в основе метода анализа расходов прибыли. Данную методику используют, в частности, для определен! (ффективности инвестиций (например, в проекты строительства пл* шн, фабрик, общественных парков и т. д.) путем оценки разнос' неличин нынешней и будущей прибыли и величин нынешних и б дущих расходов. Для того чтобы рассчитать искомые показатели, и пользуют методы дисконтирования цен (в денежном выражении) вс имеющих место и прогнозируемых эффектов, которые связаны с ре лизацией этих проектов, причем указанные эффекты рассматривают отношении как окружающей среды, так и населения. Осуществить т кис расчеты иногда бывает весьма нелегко, хотя известны разнообрг пые способы определения цены (в денежном выражении) таких, ка' «ось бы, неосязаемых параметров, как красота леса (например,



Лекция 5. Основные концепции в этике бизнеса

гации, когда нас интересует, какое число лиц платит деньги за юльствие лицезрения пейзажа аналогичного, но находящегося в ном владении парка). Если оказывается, что прибыль от какого-) общественного проекта превышает расходы на этот проект (в де-ном выражении), а также если разность величин прибыли и расхо-в этом случае выше, чем в альтернативном варианте, то можно ать вывод о необходимости реализации первого проекта. В рамках юго подхода использование концепции утилитаризма для опреде-гя общественной полезности, таким образом, сводится к расчету ношения между денежными эквивалентами прибыли и расходов. 1 наконец, можно отметить, что положения теории утилитаризма 'ШО согласуются с представлениями о категории эффективности и, они имеют различный смысл, тем не менее многие используют 1ля описания возможности производить максимум продуктов при стном количестве ресурсов. Иначе говоря, эффективной принято ать такую операцию, реализация которой позволяет обеспечить уемый выход продукции при минимуме затрат ресурсов. Именно принято понимать эффективность и с позиций утилитаризма, по-ьку в рамках этой теории правомерным считается такой образ дей-й, который дает возможность производить максимум прибыли при шуме расходов. В приведенном выше определении эффективности шэчно слова "требуемый выход продукции" и "затраты ресурсов" нить словами "прибыль" и "расходы" — и мы получим основную 1улу утилитаризма; таким образом, согласно теории утилитариз-;орректный образ действий всегда одновременно является наибо-ффективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: