Кто живет нерасчетливо

Всякому человеку, богатому и бедному, великому и малому, разобраться своем хозяйстве, распределив по добытку и промыслу, и по своему достатк

Служивому человеку жить, все разметив себе в соответствии с государ вым жалованием, по доходу и по поместью или по вотчине, и уж такой се дом держать и все хозяйство с припасами. По тому же расчету — и слуг де жать, и уклад, по промыслу и по доходу глядя, по нему и есть и пить и од ваться, и государю служить, и слуг содержать, и с добрыми людьми общаты

Если же кто, не оценив себя и не рассчитав добра своего, ремесла и приб: ли, или государева жалованья и добытка законного, начнет, на людей шц жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, то честь его обе нется великим бесчестием со стыдом и позором, а в лихое время никто ему поможет: от безрассудства своего пострадает, да и от Бога грех, а от люд насмешка. Надобно каждому человеку избегать тщеславия и гордыни и непрг дою нажитого имущества, жить по силе своей и возможности, и по расчету по средствам, добытым законным путем. Только такое житье и благоприятно Богу угодно, и похвально среди людей, а себе и детям своим надежно.

Как хозяину, выведав все, по заслугам жаловать слуг,

А плохих наказывать

А какой служка бережлив в деле, трудится как следует и в службе хо; верно без хитрости, на посмех не выдаст и сам не крадет, а везде еда и питы все, что нужно, накрыто и не сгнило, и не заплесневело, и не прокисло, ве: выметено и вытерто, не замочено и не залито, не запачкано и не замусорено посуда вся чиста, перемыта и уложена хорошо, а остатки пищи все перебра и целы, — пусть и впредь так хранит для хозяина и гостей, а початое выдает расход и на стол, каждому по достоинству, как ему велено хозяином.

Во всяком деле кто хорошо, бережливо и бесхитростно служит, по нак все исполняет, того пожаловать и привечать его добрым словом, едой и пи ем одарить, и всякую просьбу его исполнить. А чего без умысла или недог, кой или неразумием неловко натворил или испортил что — так в том тол! словом поучить его перед людьми, чтобы и все остерегались того; ему же вк простить. Если же в другой и в третий раз натворит чего или заленится тогда, по вине и по делу смотря, обдумав, проучить его — поколотить: бь бы хорошему честь, плохому же — наказание, и всем им наука....


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: