Общая характеристика деловой этики

И российские, и зарубежные исследователи в основном сходятся в мнении о том, что современная Россия представляет собой систему, в которой одновременно происходит становление важнейших обществен­ных подсистем: социально-экономической, политической, социокуль­турной. Все вместе они образуют особую переходную модель. Соответ­ственно этому те этические нормы и принципы, которые имеют место в современной российской предпринимательской среде, также нахо­дятся в процессе становления и могут рассматриваться как переходные. Они представляют собой своеобразный конгломерат стереотипов пове­дения, перешедших из эпохи тоталитарной и авторитарной экономи­ки, заимствований из западной деловой культуры и не вполне офор­мившихся "правил игры", еще только складывающихся в процессе перехода к подлинно рыночной экономике.

В то же время правомерен вопрос: имеются ли в истории, традициях и культуре нашей страны предпосылки и основы для формирования норм и правил цивилизованного предпринимательского поведения? Упомянутые выше стереотипы и нормы экономического поведения периода советской экономики за последние десять лет подверглись столь значительному разрушению, что было бы сложно надеяться на их реа­нимацию и продуктивное использование. Исследователи высказывают обоснованные сомнения и относительно возможности строительства новой системы морально-этических норм на базе религиозных пред­ставлений с помощью и при содействии церкви. При этом учитывается и значительная политическая ангажированость церкви и ее пока еще недостаточно высокий моральный авторитет. Кроме того, сказывается и то обстоятельство, что постоянная борьба внутри политической эли­ты страны препятствует широкому общественному диалогу по вопросу формирования общероссийской национальной идеи, не способствует воспитанию уважительного отношения к власти со стороны граждан. Помимо всего прочего современное, мягко говоря, "плачевное" состояние этики бизнеса в России не в последнюю очередь является следствием невнимания к этическим аспектам становления российско-


Отношения предпринимателей к правовым нормам

го предпринимательства, и прежде всего со стороны государства, к< торое призвано создать целостную и стройную систему законов и hoj мативных актов, регулирующих деятельность предпринимателей и п сударственных чиновников. Существенно и то, что проблема эти* российского бизнеса пока не стала предметом серьезного и глубоко] изучения со стороны исследователей и специалистов. Отечественнь научные публикации в данной области хотя и стали появляться в по> ледние годы, все же крайне малочисленны. Это особенно очевидно j фоне того огромного внимания, которое уделяется этическому обесп чению развития предпринимательства во многих зарубежных страна Опыт развития этих стран показывает, что систематическое и глубою изучение этических аспектов развития предпринимательства являет> необходимым звеном в исследовательской практике всех специали тов, стремящихся серьезно взаимодействовать с "реальным" бизнесе

Многие зарубежные специалисты убеждены, что реформа морал которая должна сопровождать реформы рынка в нашей стране, ei только намечается. Но это необходимый этап становления нового ро сийского общества. Если Россия поставила перед собой задачу рефо мировать общество, она должна осознать, что экономическая рефо ма — это еще и реформа морали, так полагают они. Низкое качестве несоблюдение договоренностей невыгодны, поскольку это разруша репутацию бизнесмена и равносильно вытеснению его с рынка. I мнению западных ученых и практиков бизнеса, перед Россией сто задача изменить менталитет людей, соединить этику с бизнесом и сфо мировать поколение, которое идет на сознательный риск, несет отве ственность за принятие решений, а потом пользуется благами сво деятельности вместе со всем цивилизованным миром.

Российские исследователи, анализируя современные тенденц становления отечественного бизнеса, также указывают на противо[ чивый характер наблюдаемых процессов. Так, российский исследо! тель Б. Докторов убежден: "В процессе формирования этики бизнес; России проявляются две тенденции. С одной стороны, в опоре на зак нодательство, на отдельные проявления доброжелательности со сто{ ны общественного мнения в среде предпринимателей развиваются фс мы контактов, принятые в современном деловом мире: ответственное обязательность, обоснованный риск и т. д. С другой стороны, не ии> гарантий стабильности законодательства в сфере бизнеса, ощущая i доброжелательность со стороны различных властных структур и оби ственности, предприниматели вынуждены действовать по правил! отличным от правил цивилизованного бизнеса".

Интересна интерпретация возможных механизмов формирован наметившихся противоречивых тенденций М. Мацковского. ochobi




Лекция 12. Современная российская деловая этика


Отношения предпринимателей с деловыми партнерами




масса предпринимателей не желает ограничивать себя этическими рам­ками, поскольку само государство пока еще не создает условий, дела­ющих "моральный" бизнес более выгодным, чем "неморальный". Биз­нес должен быть моральным не потому, что необходимо во всем следовать этическим нормам. Просто моральный бизнес приносит ббль-шую прибыль. Предпринимателям, которые работают на перспективу, необходимо думать о том, чтобы и они сами, и их партнеры придержи­вались моральных норм. "Моральных предпринимателей" больше, чем "неморальных", и среди них наверняка найдутся бизнесмены, кото­рые открыто заявят о том, что в своей деятельности они будут строго придерживаться моральных принципов, и даже если таких людей будет сначала немного, то и тогда, объединившись, они смогут оказать за­метное влияние на процесс продвижения к этическому бизнесу.

Эмпирические исследования возникающих этических моделей по­ведения предпринимателей способны на данном этапе послужить ос­новой для переосмысления теоретических и концептуальных подходов к этике бизнеса, поднять исследования по данной проблематике на иной теоретико-методологический уровень. Такого рода исследования были проведены в последние годы Институтом экономики РАН, Цен­тром стратегических разработок, Центром политических технологий, Торгово-промышленной палатой РФ, Национальным фондом "Рос­сийская деловая культура", Информационно-социологическим цент­ром РАГС и рядом других учреждений и организаций с участием веду­щих ученых и специалистов. И хотя сколько-нибудь полной картины деловой этики в России в целом пока не создано, существующие ис­следования позволяют выделить основные, наиболее важные характе­ристики современной российской предпринимательской этики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: