VI. Теория ролей Я. Л. Морено

Концепция ролей вторгается в науки о человеке, физиологию, пси­хологию, социологию, антрополо­гию, и связывает их воедино в но­вой плоскости (96).

Я.Л. Морено

Понятие роли до разработки в 30-е годы нашего века научной теории ролей связывалось с театром. Бывало, од­нако, что философы и поэты тоже рассматривали мир как сцену, а жизнь как ролевую игру. В качестве самого изве­стного примера можно процитировать отрывок из коме­дии Шекспира «Как вам это понравится» (II, 7):

«Весь миртеатр.

В нем женщины, мужчинывсе актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Сперва младенец, Ревущий горько на руках у мамки...

Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник,

Вздыхающий, как печь, с балладой грустной

в честь брови милой.

А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна,

Обросший бородой, как леопард,

Ревнивый к чести, забияка в ссоре,

готовый славу бренную искать

хоть в пушечном жерле.

Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан,

Со строгим взором, стриженой бородкой,

Шаблонных правил и сентенций кладезь,

Так он играет роль.

Шестой же возраст

Уж это будет тощий Панталоне,

В очках, в туфлях, у поясакошель,

В штанах, что с юности берег,

широких для ног иссохших; мужественный голос

Сменяется опять дискантом детским: пищит, как флейта...

А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего».

\У.Шекспир. Как вамэто понравится (перевод Т. Щепкиной-Куперник). — Поли. собр. соч. в восьми томах, т. 5. М, «Искусство», 1959, с. 47 - 48. - Прим. ред.\

Мысли Шекспира оказали огромное влияние на весь труд Морено как психиатра, который сам он иногда называл «шекспировской психиатрией» (93). Однако Морено не остановился на этой метафоре ролей, а на­чал в 20-е годы экспериментировать с «жизненными ро­лями». Результатом этого стало создание психодрамы в качестве практического терапевтического метода и тео­рии ролей в качестве развернутой антропологической системы. Эта система позволяет охватить в понятии «роль» типы поведения, выявленные в самых разных сферах жизни, и свести эти сферы к одному знамена­телю. Первые формулировки имеются в работах Море­но «Театр импровизации», 1923, и «Who Shall survive?», 1934. В том же году в «Mind, Self, Society» появилась также и теория ролей Г.Х. Мида, в которой он рассматривает усвоение ролей в качестве фундамен­тальной функции социализации и расширения сферы влияния индивида (74). Теория Мида оказала большое влияние на социальную психологию и социологию.

Теория ролей Морено по своей широте подобна антично­му представлению об «игре бытия с самим собою» (в ро­лях); но она также является практически обоснованным эк­вивалентом экзистенциально-аналитического понимания бытия, которое по своей сути изначально представляет со­бой бытие друг с другом. Теория ролей Морено делает воз­можным всеобъемлющий подход к теоретическому понима­нию и практическому разрешению многих проблем. Из тео­ретических предположений, подобных упомянутым выше, Морено исходит при обсуждении ряда вопросов в рамках генетической психологии. Так, сущность самого развития он усматривает, во-первых, в формировании способности к межчеловеческим отношениям (социоэмоциональное разви­тие) и, во-вторых, в приобретении благодаря ролевому обучению опыта (ролевое развитие).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: