Непосредственно осязаемыми аспектами того, что называется «Я», являются роли, в которых оно действует (96).
Я. Л. Морено, Пять основных этапов ролевого развития
В детском поведении Морено выделяет не только различные стадии развития, но и основные процессы ролевого развития и процессы ролевого обучения. Он выделяет пять главных этапов.
Прежде чем заняться рассмотрением взаимосвязи между наиболее важными психодраматическими техниками и ролевым развитием, нам следует познакомиться с этими этапами.
Первый этап: «на стадии идентификации себя с миром (матрица вселенской идентичности) ребенок воспринимает другого человека (мать) как часть самого себя.
Второй этап: ребенок концентрирует свое внимание на этой особой, чужеродной части самого себя (на матери).
Третий этап: в континууме его переживания эта другая, чужеродная часть его самого (мать) начинает занимать особое положение. Эта часть (мать) становится более интересной, чем все остальные части мира, включая самого ребенка, и, наконец, она воспринимается как самостоятельная (role-perception или role-recognition).
|
|
Четвертый этап: ребенок не только воспринимает роль другого человека (матери), но и может теперь представлять себя в этой роли (role-taking) и играть ее (role-playing).
Пятый этап: ребенок в игре входит в роль другого человека (матери) и впервые способен с позиции этой роли (матери), как бы глядя на себя со стороны, воспринимать себя извне. Происходит полная «инверсия тождеств» (96).
Первый, второй и третий этапы ролевого развития ребенка относятся к первой психической вселенной, причем третий этап приходится на стадию вселенской реальности. Радикальное расщепление личности ребенка на стадии второй психической вселенной находит свое выражение также и в его ролевом развитии. В результате разделения его мировосприятия на восприятие реальности и на представление он становится способным совершить четвертый и пятый шаги в своем ролевом развитии. Согласно Морено, отдельные этапы ролевого развития являются психологической основой ролевого процесса в целом, выделенных им главных психодраматических техник, а также феноменов теле, эмпатии, идентификации и имитации.