Процессы ролевого обучения

Морено поднимает вопрос о процессах ролевого обу­чения, полемизируя с концепцией «role-taking» Мида (74). В отличие от положений психоаналитиков и социальных психологов, привлекающих для объяснения фе­номена обучения ролям процессы идентификации или имитации, Морено рассматривает в качестве основного процесса обучения спонтанный интерес ребенка к той или иной ситуации (87). Испытывая чувство голода, младенец входит в роль принимающего пищу без каких-либо предшествовавших этому процессов идентификации или имитации. Действие в соматических ролях предше­ствует узнаванию, оно «первично по отношению к озна­комлению с ролью» (94). В процессе принятия пищи, выступающем в качестве процесса интеракции, ребенок ощущает теплоту и заботу матери. Повторное пережива­ние этого события приводит к появлению, как на сомати­ческом, так и на психическом уровнях, ролевых ожида­ний. Можно предположить, что психические роли изна­чально основываются на подобных интеракциональных процессах. «Роль представляет собой интерперсональный опыт, и для ее актуализации требуется, как пра­вило, два или более индивидов» (96).

Развертывающееся в соматических действиях ролевое поведение младенца и его психические корреляты созда­ют основу для новых процессов социального обучения, возникающих на последующей стадии развития. Ребенок наблюдает за ролями (role-perception или role-recognition), пробует их в игре (го1е-playing, imitation) и затем перенимает (role-taking). Предпосылкой процессов наблюдения и подражания является физическая и когни­тивная функциональная зрелость ребенка, которой он до­стигает лишь на стадии второй психической вселенной.

Таким образом, усвоение социальных ролей включает в себя различные компоненты: во-первых, интерес к ситу­ации, на которую ребенок обращает свое внимание; во-вторых, наблюдение за ситуацией и за проявляющимися в ней ролями, «ознакомление с ролью до ее проигрывания» (94) и, в-третьих, подражание в игре увиденным ролям.

Процесс подражания в самых простых его формах сводится к внешнему подражанию, то есть мимикрии. Ребенок в своем поведении отражает увиденные роли. Следовательно, в обучении имитации в раннем детском возрасте уже заключен процесс, который воспроизводит­ся в психодраме в качестве техники «зеркало».

Следующей ступенью в ролевом обучении, более вы­сокой по сравнению с отражением, является обмен роля­ми. Если отражение ограничивается воспроизведением внешнего поведения (overt behavior), то при обмене ро­лями человек воспринимает и изображает как внешнее поведение другого, так и его эмоциональное содержание (covert behavior). Тем самым обмен ролями способствует усвоению комплексных способов поведения вместе с его психосоциальными компонентами, такими, как чувства, установки, нормы и ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: