В практической деятельности используются различные методы реагирования на изменения фактора внешней среды. Наиболее распространенными среди них являются следующие подходы:
1) «борьба с огнем», или реактивный стиль управления. Этот подход предполагающий принятие управленческих мер после свершения изменений, по-прежнему распространен на многих российских предприятиях
2) расширение сфер деятельности, или диверсификация производства и капитала как средство возможного уменьшения коммерческого риска при изменении факторов внешней среды;
3) совершенствование организационной структуры управления для повышения его гибкости. В этом случае предприятие может создавать центры прибыли, стратегические единицы бизнеса и другие гибкие структуры, ориентированные на достижение конечных результатов;
4) стратегическое управление.
В любом случае предприятие должно организовать сбор стратегической информации о внешней среде, который чаще всего построен на неформальной и индивидуальной основе. Источниками такой информации могут быть специальные органы (торгово-промышленная палата, общество потребителей, государственные органы), поставщики и посредники, покупатели, обслуживающие организации (банки, рекламные, аудиторские фирмы). Важным источником информации о внешней среде являются сами специалисты и работники предприятия.