Авторитет руководителя

Известно, что без авторитета руководитель - не руководитель. Практика свидетельствует, что реальный авторитет руководителя представляет собой единство авторитета должностного и личного. Это касается и руководителя ветеринарной сети. Служебное положение его, конечно, является источником авторитета. Но последний не может долго компенсировать личные недостатки. У таких людей на первый план выступает власть, которую руководитель использует для подкрепления авторитета. В действие вступают необдуманные приказы, которые приводят к разладу в коллективе. Такой руководитель может и не знать, как относятся к нему его коллеги, и долго будет довольствоваться должностным, временным авторитетом, который поддерживается административной властью.

Настоящий руководитель, который уважает себя и людей, нуждается только в реальном авторитете, который не выдается вместе с должностью. Он понимает, что должностью ему предоставлена только возможность завоевать личный авторитет, который следует еще зарабатывать. Известны случаи, когда руководитель коллектива, наделенный соответствующими полномочиями, не имея авторитета, не может влиять в нужном направлении на производство. Он добросовестно выполняет свои обязанности, но результаты его работы желают лучшего.

У некоторых руководителей, особенно молодых, авторитет ассоциируется с престижем должности. В них появляется уверенность, будто сама должность обеспечивает их нужными знаниями. Не все понимают, что объективная самооценка, а также оценки подчиненных, являются обязательным условием закрепления их авторитета. Напомню, что высокое мнение о себе у некоторых руководителей зарождается и поддерживается подхалимами, которые еще встречаются в коллективе.

Самоуверенный руководитель, как правило, недооценивает результаты работы своих подчиненных, их достижения считает своими собственными. Часто можно услышать, как делится опытом ликвидации определенного заболевания в хозяйстве такой руководитель. Он все расскажет, только забудет вспомнить врача, который всю работу спланировал, вместе с коллективом животноводов предотвратил вспышку болезни. А вот благодарности не получил, ибо это, мол, его долг.

Самоуверенность и самовлюбленность руководителя мешают приобрести ему настоящий авторитет, понять психологию и мотивы действия подчиненных, в полной мере использовать их творческий потенциал. Нынешний врач ветеринарной медицины любит творческую работу и хочет видеть ее результаты. Он лучше организует конкретные лечебно-профилактические мероприятия в хозяйстве, чем представитель районной станции или лаборатории. Поэтому руководителю нужно ставить перед подчиненными задачу, а ее выполнение - это их дело. Не сковывайте творческую инициативу.

Взаимоотношения руководителя ветеринарной службы и подчиненных должны строиться в первую очередь на самоуважении, а не на власти, наделенной правовым статусом.

Важно считаться с тем, что в каждом коллективе сформировались уже определенные требования к руководителю. И авторитетным, как правило, становится тот, кто отвечает коллективным представлением о должности руководителя.

Поэтому, заняв руководящую должность, не спешите с выводами или решениями, попытайтесь изучить сначала коллектив, справедливо оценить достижения и просчеты своего предшественника и пожелания коллектива. При этом не следует исключать возможности возникновения в коллективе групп, которые отличаются между собой представлениями о стиле руководства. Одним нравится, когда руководитель принимает решения, предварительно посоветовавшись с ними, другие на это не претендуют, чтобы не брать на себя ответственности за возможную ошибку; третьи, преимущественно высококвалифицированные ветспециалисты, имеющие определенный опыт, предпочитают максимальную самостоятельность; им импонирует руководитель, который не вмешивается в их дела, ограничиваясь только постановкой задач и отчетом за их выполнение. Это нельзя не учитывать руководителю во взаимоотношениях с подчиненными, и особенно при распределении или перераспределении обязанностей; есть работа рутинная, хотя и специальная, а есть такая, которая нуждается в творческой инициативе.

Если руководитель не оправдывает надежд подчиненных, в коллективе появляется неформальный лидер. Но это не трагедия. В таком случае авторитет руководителя поддерживается его сотрудничеством с ним. При отсутствии последнего неформальный лидер постепенно приобретает власть и, если захочет, сам будет руководить руководителем. Уже сам этот факт заставляет руководителя неутомимо работать над тем, чтобы оправдать надежды подчиненных и поддерживать свой авторитет, помня, что его легко потерять.

Встречаются руководители, которые приобретают и поддерживают свой авторитет порочными методами. Они способны ”ликвидировать недостатки в работе” путем обмана или приписок, не реагируют на нарушение дисциплины исполнителями. Нестабильным является авторитет, утвержденный путем заносчивости и притеснения индивидуальных качеств подчиненных. В таких случаях особенно тяжело приходится думающим людям, поскольку в коллективе возникает атмосфера безразличия, исчезает заинтересованность обсуждать возникающие проблемы и находить реалистические пути их решения. А для врача ветеринарной медицины безразличие особенно опасно, ибо, как утверждал Б. Ясенецкий, бояться нужно не врага, который в худшем случае может тебя убить, не друга, который в худшем случае может тебя предать. Бояться нужно безразличных: они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия осуществляется и то, и другое.

Безразличие может стать опасным врагом моральных взаимоотношений. Это не обычный недостаток, а измена истине, почти преступление. С ним слишком тяжело бороться, почти всегда находятся ему оправдания. Безразличие - это эгоизм, неестественно развитый инстинкт самосохранения, страх перед хлопотами, напряжением. Оно приводит к инертности мышления, обеднению чувств, ограниченному восприятию мира. Такие люди бывают как будто доверчивыми к коллегам, хвалят их; но как только преимущества коллеги станут очевидными, они проявляют зависть, возражают против повышения их в должности.

Безразличные люди часто привлекают нас миролюбивой улыбкой. Но они уклоняются от лишних хлопот. При обсуждении важных производственных задач молчат, не желая вмешиваться в дела, которые к ним не имеют прямого отношения. Таким образом, безразличие перерастает в беспринципность.

Примеров безразличия в работе специалистов ветеринарной медицины можно привести много: в одном случае врач отстрочил оперативное лечение животного с ущемленной грыжей и оно погибло, во втором - ограничился полумерами при появлении в хозяйстве инфекционной болезни, в третьем - выдал разрешение на убой животного без его предварительного обследования.

Все это свидетельствует, что врач ветеринарной медицины должен быть врагом безразличия. Он не может мириться с недостатками в организации животноводства, стоять в стороне проблем общественного производства. Врач не должен ограничиваться рамками своих профессиональных интересов, нужно жить интересами всего коллектива, работать в тесном содружестве с руководителями и другими специалистами, вместе с ними добиваться выполнения задач, которые стоят перед хозяйством.

Вот почему неравнодушие является важной составляющей авторитета человека в коллективе и руководителя особенно: неравнодушие к общему делу, людям, идеям, общественно важным идеалам. Важно, чтобы требовательность руководителя была принципиальной, товарищеской, свободной от каких-то личных симпатий и антипатий, чтобы проявлялась не эпизодически, а чувствовалась постоянно, стала нормой его поведения.

Авторитетный руководитель имеет "свое лицо". Он не будет иметь успеха, если будет копировать стиль своего авторитетного предшественника. Такое наследование оценивается негативно коллективом, который ожидает от него чего-то нового. Но не оправдано и стремление нового руководителя безосновательно переделать все, что было сделано раньше.

Руководитель должен быть принципиальным, требовать от подчиненных добросовестного и своевременного выполнения ими служебных обязанностей. Он не боится ответственности, смело принимает решения и готовый пойти на оправданный риск, различными способами поощряет полезную инициативу своих сотрудников.

К сожалению, есть еще руководители, которые без стыда перекладывают вину за собственные ошибки на других. Они, конечно, не могут рассчитывать на авторитет в коллективе.

Не содействует авторитету и перестраховка, и бездумная готовность к выполнению любых указаний "сверху". Разве выиграет общее дело от того, что тщательно. спланированные мероприятия специалист должен отложить ради срочного выполнения какого-то пустяка только из-за указания руководителя?

Авторитет в значительной степени зависит и от умения и желания позаботиться о своих сотрудниках, создать им надлежащие условия для работы и отдыха.

Обобщая приведенное выше, стоит отметить, что авторитет руководителя - величина переменная: его никогда не поздно завоевать, но и легко потерять, переступив определенные границы. Сохранение авторитета требует от человека постоянного самоконтроля и полной самоотдачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: