Понятие этика профессиональной деятельности руководителя

Категории педагогической этики

Происхождение и сущность педагогической этики

Специфика и содержание этики профессиональной деятельности

Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) - учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем, который поместил ее между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных качествах человека. Ее требования нашли отражение во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической.

Происхождение и сущность педагогической этики

Следует отметить, что на протяжении всей своей истории этика выступала одновременно и как знание о морали (ее происхождении, сущности, содержании и т.д.), и как практическая философия в виде учения о правильной и достойной жизни. Тем самым она была наделена двумя функциями: познавательно-просветительной и нравственно-воспитательной. Относительная самостоятельность и несовпадение этих функций послужили причиной постепенного обособления в составе этики двух взаимосвязанных частей – теоретической и нормативной, ориентированных соответственно на познание морали и жизнеучение.

В настоящее время теоретическая этика - это наука, описывающая и объясняющая мораль как особое социальное явление. Она отвечает на вопросы что такое мораль, чем она отличается от других общественных феноменов, каково ее происхождение, как она менялась исторически, каковы механизмы и закономерности ее функционирования, в чем заключается ее социальная роль и т.д.

Нормативная этика представляет собой систему моралистических (моральных) рассуждений, имеющих целью поддержание и сохранение в обществе фундаментальных нравственных ценностей. Она призвана формулировать ответы на вопросы о добре и зле, о правильном поведении человека в обыденных жизненных ситуациях и т.д. В связи с этим нормативная этика провозглашает и отстаивает определенную моральную позицию, выражая ее в виде нравственных идеалов, принципов, правил и норм поведения. Она обращена, прежде всего, к критически мыслящей личности, способной поставить под сомнение любые постулаты. Разумные доводы в пользу тех или иных положений нормативной этики способствуют превращению внешнего для личности социального императива (моральной нормы) во внутренний импульс (например, чувство профессионального долга, нравственную мотивацию поведения и т.д.).

Выработка и обоснование нравственных императивов нормативной этики применительно к единичным или типовым ситуациям, с которыми люди сталкиваются в своей личной, профессиональной или общественной жизни, - область деятельности создателей профессиональных этических кодексов (педагогическая этика, этика сферы услуг, этика бизнеса и т.п.). Вся эта деятельность представляет собой конкретизацию и практическое применение некоторых общих этических принципов. Следовательно, особенность нормативной этики заключается в том, что она подводит рациональное основание под фундаментальные ценности, которые служат ориентиром для повседневной практики.

Нормативные требования педагогической этики профессиональной деятельности формируются на соответствующих положениях двух составных частей общей этики – профессиональной и педагогической. Профессиональная этика рассматривается как кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые возникают в процессе из их профессиональной деятельности. Ее особенностью является тесная связь с деятельностью членов конкретной учебной, производственной и т.д. группы и неразрывное единство с общей теорией морали.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов, этических категорий и правил. Также педагогической этикой раскрывается нравственный характер профессиональной деятельности специалистов сферы образования, нравственные отношения в профессиональной среде, основы педагогического этикета людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Первые элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

По мере своей эволюции педагогическая этика формировала присущие ее времени этические требования. Так, например, философы античного общества (Демокрит, Платон, Аристотель и др.) в своих работах писали о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения. В то же время Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогической этики на профессиональный уровень – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребенка в процессе учебы и ее результатах.

В эпоху средневековья общество не интересовала проблема разработки вопросов педагогической этики ввиду доминирования религии в сфере общественного обучения и воспитания.

В эпоху Возрождения эти вопросы получили последовательное развитие в трудах Я.А.Коменского, Дж.Локка и др. В качестве правил педагогической этики предполагалось обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать «душевные склонности ребенка», не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником. В ряде работ делается акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критике формально-показного выполнения учительских обязанностей, уделяется внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником и т.д.

Представители эпохи Просвещения (Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Дистервег и др.) сформулировали требования к нравственному облику учителя, выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Они считали, что учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. В связи с этим истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировать идеи трудового и нравственного воспитания.

Качественно новый этап в разработке проблем педагогической этики связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей эпохи Просвещения. В частности, большое внимание этому вопросу уделял Н.А.Добролюбов, который в своих работах доказывал, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твердых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.

В советское время разработку проблем педагогической этики мы находим в трудах В.А.Сухомлинского, В.И.Писаренко, И.В.Чернокозова и др. Ими неоднократно подчеркивалось, что этические требования должны отражать живые человеческие отношения между педагогом и детьми.

В последние годы перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач, которые могут быть разделены на теоретические и прикладные. В их числе исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучение процесса формирования нравственных потребностей педагогов, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога в связи с переориентацией отечественной педагогической теории и практики на гуманистические позиции и др.

Категории педагогической этики

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельную составную часть профессиональной этики. Рассмотрим наиболее общее содержание связанных с этим категорий.

Кодекс педагогической этики определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из его основ является установление основных требований (правил), которые определяют отношение педагога к самому себе, педагогическому труду, ученическому и педагогическому коллективам и т.д.

Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль также играет взаимодействие педагога с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения педагогом положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.

Справедливость это также нравственное качество педагога и оценка мер его взаимодействия с учащимися, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика же педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости, в связи с чем определение меры объективности в большей степени зависит от педагога. К тому же общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой, вследствие чего педагогически продуманное действие педагога может и не осознаваться учениками.

Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.

Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Его уровень определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и т.д.

Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание дает обобщенное теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления. В то же время в индивидуальном нравственном сознании отражается еще и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует, что существенно влияет на формирование нравственных взглядов педагога, его нравственного сознания. Одним из элементов нравственного сознания является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.

Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический такт. Это связано с тем, что нравственное творчество педагога включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и ее значимости в отношении к обществу, педагогической профессии, осмысление сложных обстоятельств ситуации и условий ее возникновения, необходимость выбора лучшего вида поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт также выступает формой реализации педагогической морали в деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие. Следовательно, такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и его субъективного восприятия другими людьми. В нем проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к цели, что обусловливает творчество и поиск в педагогической деятельности. В числе основных составляющих элементов педагогического такта можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Понятие этика профессиональной деятельности руководителя

Появление понятия этика профессиональной деятельности и выделение ее в отдельную, относительно самостоятельную отрасль научных знаний связано со специфической деятельностью различных трудовых категорий людей, как разновидностью общественно полезного труда, необходимого в современных условиях. Достаточно подчеркнуть, что у руководителей категории «менеджер», как показывает хронометраж, в среднем около 80% рабочего времени уходит на решение задач, предполагающих межличностное взаимодействие с сотрудниками фирмы. Следовательно, профессионально-этические аспекты управленческого труда заключены как в его содержательной характеристике, так и в структурных элементах - целях, задачах, мотивах, характере «орудий труда», оценке его результатов и т.д.

Следует отметить, что одной из важных особенностей профессионального труда специалиста высшей образовательной квалификации является то, что многие моральные требования не нашли своего отражение и не получили юридического закрепления в документах, регламентирующих их профессиональную деятельность. В то же время профессионально-этические аспекты решения им управленческих задач могут быть представлены в трех сферах:

- в личностно-должностных нормах (как конкретные профессионально-этические качества);

- в сфере нравственно-правового регулирования системы взаимоотношений менеджера с различными категориями сотрудников, в многообразных видах служебно-воспитательного общения с подчиненными, начальниками и коллегами;

- в сфере использования дисциплинарных прав, различных методов и средств воспитательного взаимодействия (применение поощрений и наложение взысканий, обеспечение личной примерности и т.д.).

Следовательно, объективная необходимость существования определенных этических норм профессиональной деятельности обусловлена тем, что они выступают в неразрывном единстве с правовой стороной профессиональной деятельности менеджера (специалиста) и требуют их неукоснительного исполнения. К тому же профессиональная деятельность выпускников высших образовательных учреждений относится к тем видам человеческого труда, где объектом и предметом является конкретный человек, его профессиональное обучение и воспитание, личностное развитие. В этом заключается высший этическо-педагогический долг руководителя.

Особая общественно-государственная роль профессионального труда определяет специфические цели и задачи, нравственные потребности и мотивы деятельности, формы ее организации и стимулирования, особые, более строгие профессионально-этические критерии ее оценки и регуляции. В связи с этим важнейшими мотивами педагогического труда выступают такие этические категории, как глубоко осознанный педагогический долг, высокая личная ответственность руководителя за профессиональную подготовку подчиненных и др.

Следует обратить внимание на особенности, обусловленные спецификой объекта труда руководителя. Решение задач профессионального обучения и воспитания сотрудников постоянно связано с конкретными людьми. Главным показателем педагогической деятельности руководителя является состояние объекта педагогического взаимодействия - личности конкретного сотрудника и конкретного структурного подразделения, которыми он руководит. Поэтому одним из важнейших профессионально-этических требований к деятельности руководителя является всестороннее знание состояния этого объекта, тех реальных изменений, которые происходят в сотруднике или в коллективе под влиянием нынешнего еще крайне противоречивого времени.

Профессионально - этическим долгом руководителя также является решение вопросов не только профессионального воспитания, но и перевоспитания отдельных сотрудников, формирования у них новых, положительных привычек корпоративного поведения. К тому же, исходя из гуманистически ориентированных позиций современной отечественной педагогики, объект профессиональной деятельности руководителя одновременно является и субъектом этой деятельности. Следовательно, успех профессиональной деятельности руководителя зависит не только от его отношения к подчиненным, но и от отношения подчиненных к нему.

Профессионально-этические проблемы управленческой деятельности руководителя находят свое отражение и конкретное проявление в применении методов, средств и приемов педагогического взаимодействия, то есть в использовании многообразных «орудий педагогического труда». В качестве основных из них в специальной литературе рассматриваются:

· грамотное, страстное, убедительное, высоконравственное слово, ясность, четкость и культура речи;

· различные приемы и элементы педагогической техники;

· разнообразные профессиональные, психолого-педагогические, этические и иные знания, которые он передает подчиненным;

· сформированные навыки, умения, привычки управленческой деятельности и личного поведения;

· личностные качества руководителя, в первую очередь нравственный облик, общая и профессиональная подготовленность, этическая воспитанность.

Различные этические аспекты профессиональной деятельности руководителя обусловливаются спецификой результатов его учебно-воспитательного труда, нравственно-педагогическими трудностями, которые содержатся в оценке и учете результатов этой деятельности. Известно, что оценка труда руководителя любого уровня состоит из двух основных слагаемых: оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников и соответствия их личностных характеристик требованиям профессиональной деятельности. Профессионально-этические аспекты заключены и выражены в умении правильно соотнести эти слагаемые, объективно оценить труд той и другой стороны с учетом мотивов, качества проводимой учебно-воспитательной работы, реально затраченных сил и конкретных конечных результатов. В то же время следует отметить, что в данной области педагогических явлений нередко наблюдаются нарушения профессионально-этических норм, особенно когда дело связано с необъективностью и предвзятостью в оценке труда менеджера или специалиста вышестоящими руководителями.

Анализ профессионально-этических аспектов деятельности выпускника учреждения высшего профессионального образования определяет специфические моральные требования и нормы, предъявляемые к нему как к педагогу. Учитывая тот факт, что его профессиональный труд по своей сущности и структуре представляет собой сложный интеллектуально-нравственный вид деятельности, то и само понятие «педагогическая этика профессиональной деятельности» относится к числу сложных, как по содержанию, так и по структуре.

Вследствие вышеизложенного этику профессиональной деятельности в самом общем плане можно определить как сложную систему моральных связей и отношений, нравственно-педагогических требований, принципов и норм, которые вытекают из специфики профессиональной деятельности и определяют морально-педагогические убеждения специалиста, его взгляды, установки и чувства в области решения стоящих перед ним профессиональных задач. Все это позволяет ему регулировать свое отношение к учебно-воспитательному труду, своей профессии, окружающим людям и самому себе. Проявляются нравственно-педагогические требования и нормы в его моральном выборе, конкретных действиях и поступках, в реальных качественных характеристиках, высокий уровень развития которых позволяет ему эффективно решать профессиональные задачи.

Специфика и содержание педагогической этики профессиональной деятельности

Специфика и основное содержание педагогической этики профессиональной деятельности раскрывается в ее функциях. Основываясь на анализе теоретических источников и практической деятельности выпускников учреждений высшего профессионального образования с известной долей условности среди них можно выделить следующие:

- Регулятивная функция (в самом широком смысле слова) обеспечивает согласование сферы нравственного сознания, этику взаимоотношений во всех областях профессиональной деятельности, морального поведения и действий.

- Формирующе-воспитательная функция заключается в том, что в установках, моральных требованиях и нормах заложен огромный нравственно-воспитательный заряд, который непосредственно влияет на формирование и развитие морального потенциала у сотрудников.

- Познавательная функция педагогической этики профессиональной деятельности связана с отражением в общественном и индивидуальном сознании моральных взглядов, оценочных суждений, требований, различных моральных ценностей, которые накоплены человечеством в сфере многолетнего взаимодействия и общения людей.

В структурном плане педагогическая этика профессиональной деятельности включает три основные группы моральных требований, норм и правил, которые между собой взаимосвязаны, но обладают и относительной самостоятельностью.

Первая группа профессионально-этических требований и норм связана со сферой морального сознания руководителя. К ним относятся общеморальные и профессионально-этические знания; моральные взгляды, убеждения и установки; нравственные мотивы, лежащие в основе его профессиональной деятельности; чувство любви и уважения к человеку; чувство долга, чести, совести и морально-профессиональной ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, за профессиональную подготовку, действия и поступки своих подчиненных.

? Вторая группа связана с системой нравственно-педагогических отношений и взаимоотношений, в которые объективно включен руководитель в процессе своей профессиональной деятельности. Практический опыт и специальное изучение данного вопроса показывают, что из всего многообразия профессионально-этических отношений, обеспечивающих успех педагогического труда менеджера или специалиста, следует выделить, в первую очередь, его отношение к своей профессии. Не менее значимы взаимоотношения с подчиненными, коллегами, вышестоящими руководителями.

? Третья группа моральных требований, норм и правил реализуется в поведении руководителя, его конкретных действиях и поступках при решении различных профессиональных задач. Морально-этические отношения не существуют вне моральной сферы его сознания и поведения. Они как бы соединяют в одно целое нравственное сознание и моральное поведение менеджера (специалиста), играют ведущую роль в регулировании его отношений с сотрудниками, с которыми он вступает в контакт при решении своих профессиональных задач. Нравственное поведение является конкретным выражением уровня профессионально-этической и психолого-педагогической подготовленности руководителя, уровня сформированности профессионально-педагогических свойств и качеств его личностной сферы.

Анализ решения педагогических задач в рамках профессиональной деятельности различных категорий руководителей показывает, что профессионально-этическое поведение проявляется при реализации всех без исключения учебно-воспитательных функций и выражено в различных качественных характеристиках. Особенно это наглядно видно в умении руководителя соблюдать педагогический такт, а также в уровне его развития. Не случайно во всех исследованиях по профессиональной этике он рассматривается как ее непременный составной элемент.

Педагогический такт профессиональной деятельности представляет собой сложное интегральное качество личности менеджера (специалиста) и выражает его высокоморальное отношение к подчиненным и окружающим людям, искреннее уважение их личного достоинства, умение владеть собой и соблюдать педагогически целесообразную меру в применении средств учебно-воспитательного взаимодействия. Такт руководителя регулирует его педагогические действия с нравственной стороны. Наиболее полно профессионально-этическая мера целесообразности представлена в признаках (чертах) педагогического такта:

· требовательности без грубости, унижения личного достоинства и мелочной придирчивости;

· естественности, простоте общения, не допускающей фамильярности и панибратства;

· принципиальности и настойчивости без упрямства;

· внимательности и чуткости без подчеркивания этого;

· юморе и иронии без насмешливости, унижающей достоинство личности подчиненного сотрудника;

· воздействии в форме убеждений, внушений, предупреждений, предложений и наказаний без подавления и унижения;

· умении выражать распоряжения, указания и даже просьбы без упрашивания или высокомерия;

· способности обучать и воспитывать подчиненных сотрудников без подчеркивания своего превосходства в знаниях и уровне профессиональной подготовленности;

· умении слушать подчиненного, серьезно подходить к формулировке ответа на его вопрос и других.

Перечисленные признаки педагогического такта проявляются при решении руководителями различных управленческих и учебно-воспитательных задач, что позволяет повышать эффективность и качество их профессиональной деятельности и, следовательно, результативность функционирования учреждения, организации или фирмы.

Между тем, далеко не всегда менеджеру и специалисту удается осуществлять ведущую роль во взаимодействии с сотрудниками. Это связано с тем, что он, из этических соображений, не располагает достаточной моральной властью помимо своего профессионального авторитета, а также потому, что ему приходится налаживать целесообразные контакты с любыми сотрудниками - носителями индивидуальной психологии. Среди других причин также могут быть названы их морально-нравственная разобщенность или сложившиеся недоброжелательные отношения. И первое, и второе возникает вследствие отсутствия необходимого уровня контактов, неопределенности представления руководителя о сотрудниках и тех, в свою очередь, о руководителе.

Противоречия между руководителем и сотрудниками также могут возникнуть и по другим причинам этической направленности. В их числе, прежде всего, могут проявляться разобщенность профессиональных и личностных интересов, большое число разнообразных требований, которые предъявляются сторонами друг к другу, многообразие типов отношений к профессиональной деятельности, различный уровень профессиональной квалификации. Требования, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учета возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований со стороны сотрудников могут свидетельствовать об особом статусе руководителя, высоком уровне профессиональных ожиданий от него.

Различие этических типов отношений между руководителем и сотрудниками также могут вытекать из того, что они представляют собой разные социально-психологические группы с многообразными, только им присущими, функциями и отношениями. Представители различных групп начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношениях установившиеся ранее и привычные (для своей группы) связи и стереотипы поведения. Эти противоречия особенно усиливаются в том случае, когда руководитель – формалист и рассматривает свою профессиональную деятельность как своеобразную службу, устанавливая с сотрудниками лишь деловые отношения.

Причины этических противоречий между руководителем и сотрудниками, способные помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат факторы, которые часто могут быть смягчены. В этом случае педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности руководителя, которые являются наиболее целесообразными при установлении им контактов с сотрудниками. Среди них выделяются:

· Сознание и нравственная ответственность перед сотрудниками за результаты их профессионального обучения и воспитания. Это связано с тем, что именно от его профессионализма и педагогического такта зависит эффективность функционирования организации (фирмы), характер и направленность межличностного взаимодействия, а также морально-психологический климат в подразделении (коллективе) сотрудников.

· Недопущение оскорбления личностных чувств сотрудников необоснованной оценкой их способностей, объема и качества профессиональной деятельности. В связи с этим следует учитывать, что всякая небрежность и предвзятость в суждениях ими очень остро переживается. Руководитель обязан давать сотрудникам только объективную характеристику.

· Повышение авторитета своих подчиненных в глазах других сотрудников. Причем педагогическая целесообразность этого велика – руководитель приобщает их к важной стороне нравственности, заставляет задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они работают.

· Тактичное предъявление необходимых требований к сотрудникам с целью улучшения качества их профессиональной деятельности, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что сотрудники могут в чем-то ошибаться, следовать устаревшим воззрениям – и менеджер (специалист) из соображений сотрудничества должен помочь им развивать те профессиональные качества, которые им необходимы.

Перечисленные и многие другие основы жизненной высоконравственной позиции руководителя закладываются в сфере его ближайшего окружения. Но существенное, а может быть, и главное влияние на его профессионально-этическое становление и развитие оказывает время его работы в данном структурном подразделении. Жизнь, практический опыт убедительно доказывают, что профессионально-этические качества личности, высокий уровень их развития - это результат всех воспитательных влияний, совокупность различных, целенаправленных методов, средств, форм педагогического взаимодействия. В самом общем виде они предусматривают:

- определение целей и задач профессионально-этического становления менеджера (специалиста) на всех этапах его профессиональной подготовки;

- текущее и перспективное планирование работы с ним с учетом факторов, влияющих на процесс его нравственно-этического развития;

- всестороннее изучение и определение уровня профессионально-этического развития руководителя на конкретном этапе его жизненного пути;

- охват нравственно-воспитательной работой всех категорий руководителей независимо от их служебного положения;

- творческое использование системы методов, средств и приемов профессионально-этического воспитания и др.

Обеспечение комплексности решения перечисленных задач на практике оказывается делом весьма непростым. Это связано с тем, что достижение единства в понимании целей и задач профессионально-этической подготовки, координация методов и средств педагогического взаимодействия, охват всех выпускников отечественной высшей школы с учетом их индивидуальных особенностей, требуют высокой организации, методической подготовленности, обеспечения личной примерности высоконравственного поведения со стороны тех, кто занимается профессиональным совершенствованием кадров в условиях функционирования учреждения, организации, фирмы.

Таким образом, проблема педагогической культуры и этики профессиональной деятельности является одной из наиболее актуальных для профессиональной деятельности выпускников учреждений высшего профессионального образования. Ее решение позволит руководителю рационально подходить к организации и осуществлению своих управленческих функций, а также решения задач профессионального обучения и воспитания подчиненных сотрудников, формирования и развития собственной педагогической культуры и этики профессиональной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: