Авторитет менеджера

Как уже отмечалось, успех в управленческой деятель­ности зависит не столько от силы власти, сколько от силы личного авторитета менеджера. Есть духовные ценности, без которых не может быть подлинного гражданина, созна­тельного члена коллектива, хорошего руководителя. К та­ким ценностям относится авторитет менеджера.

Авторитет — заслуженное доверие, которым поль­зуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руко­водства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценностей и ре­зультата работы.

Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, дол­жен подкрепляться личным примером и высокими мораль­ными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета:

официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);

реальный авторитет - фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них. К решениям авторитетного и неавторитетного менеджера подчиненные относятся различно. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполня­ется, как правило, без дополнительного административного нажима.

Распоряжения неавторитетного руководства всегда вызы­вают сложные внутренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его решениям.

Следует иметь в виду, что забота об авторитете руково­дителя — не только его личное дело, но и высшего руко­водства, и руководителя одного уровня, и особенно подчи­ненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. С него они должны брать пример добросовест­ного отношения к труду, организованности, честности,.скромности. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффектив­ность.

Укрепляя авторитет, менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял им, не сковывал инициативу подчиненных. Приемы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в обществе нормам морали и этики. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху; в результате появляется мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет). А.С. Макаренко выде­лял следующие разновидности псевдоавторитета:

авторитет расстояния — руководитель считает, что иго авторитет возрастает, если он ' дальше" от подчиненных и держится с нимиофициально;

авторитет доброты "всегда быть добрым" — таков девиз данного руководителя. Такая доброта снижает требо­вательность. Бывает, добрый руководитель оказывает под­чиненному "медвежью" услугу;

авторитет педантизма в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке я жест ко определяет все стадии выполнения задания подчиненными, тан самым сковывая их творчество и инициативу;

авторитет чванства руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти "заслуги" обеспечивают ему высокий авторитет;

авторитет подавления менеджер прибегает к угро­зам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает пере­страховку и даже нечестность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: