Особенности этики научных работников

Профессиональная этика в сфере науки требует высокой оценки роли науки в жизни общества. Профессиональный этос ученого неразрывно связан с мировоззрением, общественной моралью, необходимостью отстаивать истину и добиваться использования научных достижений на благо, а не на зло людям.

Профессиональная этика формирует готовность правильно воспринимать критику и при необходимости пересматривать ошибочные представления, независимо от того, насколько крепки традиции; способность сочетать научную добросовестность с личной честностью исследователя; осуждает конъюнктурщину, начетничество, стремление адаптировать результаты исследований в зависимости от карьеристских рассуждений. Она осуждает украшение фактов для подтверждения тех или иных положений, присвоение чужих данных и научных идей (плагиат), создание монополий той или другой научной школы, подмену свободы творческих обсуждений проявлением верности "научному клану" и т.д.

Требования этики науки редко формулируются ввиде кодексов; как правило, они усваиваются каждым ученым в процессе его профессиональной подготовки и деятельности. Они охватывают различные виды деятельности ученых: подготовку и проведение исследований, публикацию полученных результатов, проведение научных дискуссий, экспертизу полученных коллегой данных.

В современной науке особой остроты приобрели этические проблемы взаимоотношений науки и ученого с обществом, т.е. социальная ответственность ученого. Для того, чтобы заниматься научной деятельностью, необходима моральная санкция со стороны общества. Поэтому вопросы о моральном оправдании и обосновании таких занятий обсуждаются постоянно. Но в эпоху научно-технической революции, в связи с расширением круга социальных функций науки и масштабов ее социальных эффектов, проблемы ответственности ученого перед обществом особенно заострились и заполнились новым содержанием.

Социальная ответственность ученого на современном этапе научного прогресса выражается в первую очередь стремлением предвидеть нежелательные для человека и человечества последствия, потенциально заложенные в результатах его исследований, а также в информировании общественности о возможности такого рода последствий и путях их предупреждения. Вспомните метаморфозу препарата АСД. Длительное время в ветеринарной медицине его использовали с успехом как стимулятор при различных болезнях. И только со временем ученые обнаружили его канцерогенные свойства. Однако сегодня в этом препарате нашли уже антиканцерогенные свойства. А у скольких препаратов после длительного использования обнаружены кумулятивные свойства или токсичность?

Этика в науке – это система моральных требований, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения в действиях ученых. Она определяет правила поведения ученых, поощрения и морального наказания.

В процессе развития науки этика постоянно меняется. Вместе с тем для нее характерна преемственность, сохранение ключевых этических ценностей.

В нормах этики науки воплощены, в первую очередь, общечеловеческие моральные требования и запреты, конкретизированы особенности научной деятельности. Так, плагиатора можно квалифицировать как нарушителя заповеди "не кради", а фальсификатора, умышленно искажающего данные эксперимента, – заповеди "не обманывай".

Кроме того, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических ценностей ее самой. Первая среди них – бескорыстный поиск и отстаивание истины. И поскольку не всегда удается оценить истинность полученных данных, нормы этики не требуют, чтобы результат каждого исследования обязательно давал истинные знания. Достаточно, чтобы этот результат был новым, обоснованным.

Научные достижения были бы невозможными без взаимного доверия между теми, кто в этой деятельности участвует. Поэтому нарушения норм научной этики закономерно нуждаются в моральных санкциях со стороны научного содружества, которые могут быть слишком ощутимыми для нарушителя вплоть до исключения его из научного коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: