Деонтологические принципы отбора и подготовки научных кадров

В Высшей школе сконцентрирован высокий научный потенциал. Это люди, преданные науке, которые решают определенные научные проблемы и одновременно учат людей тяжелой и сложной, но почетной профессии. Материальная база для научных исследований, в результате научно-технического прогресса, с каждым годом все расширяется.

Сегодня участие студентов в научно-исследовательской работе переходит в качественно новую ступень: из средств развития творческих способностей отдельных студентов она превратилась в важный метод повышения эффективности подготовки специалистов и дает возможность направить научный потенциал молодежи на решение важных народнохозяйственных задач. Поэтому в вузах нужно уделять внимание развитию творческих способностей будущих специалистов, формированию у них культуры научного мышления, умения самостоятельно ориентироваться в новой научно-технической информации, владеть определенными навыками творческого разрешения практических вопросов, умение и стремление пользоваться в своей работе достижениями науки и передовой практики, быстро адаптироваться в условиях производства.

Лучшая молодежь, которая проявила свою способность, почувствовала силу и стремление к научному поиску, пробивает путь в науку. Этот путь тернистый и требует настойчивости труда, терпения, работоспособности. А как определить творческую способность студента? Отбор в балет, спорт, художественную и музыкальную школу проводится по способностям, которые легко обнаружить. В науке все сложнее. Выйдет ли из юноши ученый, сказать сразу не сможет никто. Поэтому здесь также пора переходить от кустарного подбора молодых сил до плановой их подготовки. Выявлять и развивать способности следует начинать еще со школы, с вуза. Если найти талантливого человека не в 30, а в 15 лет – от этого выиграет и человек, и наука, и общество в целом. Ведь известно, что существенные открытия осуществляли именно молодые люди: Галилей о вращении Земли вокруг Солнца – в 20 лет, Ньютон (закон всемирного тяготения) – 20, Д. И. Менделеев стал профессором в 29 лет; известные физики Иоффе, Курчатов, Ландау и другие приобрели мировую славу за открытия, сделанные ими в молодые годы. Теорию относительности А. Эйнштейн открыл в 26-летнем возрасте.

Но если бы спросили, кого и в каком возрасте лучше привлекать к научной работе, прямого ответа не даст никто. Однако приведенные раньше примеры склоняют к мнению отдать предпочтение молодому возрасту. Правда, не все с этим соглашаются. Почему-то считается, что человек должен пройти процесс формирования. Практика показывает, что человек, который в студенческие годы проявил свои творческие способности и в течение пяти лет их настойчиво развивал, сохранит влечение к творчеству на всю жизнь. Это полезно для производства и не менее важно для науки. Такой человек постоянно ищет пути улучшения лекарственно-профилактической работы в животноводстве. Часто он уже в зрелом возрасте торит путь в науку и плодотворно работает, не уступая молодым.

Значит, оптимальный возраст для ученого определить тяжело, но лучше начинать свое формирование как ученого смолоду. Именно этому содействует научная студенческая работа в вузе. Ее задачи – привитие навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с современными методами исследования, техникой проведения эксперимента, реальными условиями труда в лаборатории, научном коллективе. Студенты учатся пользоваться приборами и лабораторным оборудованием, проводят вместе с известными учеными эксперименты и учатся их оценивать, использовать свои знания при решении конкретных заданий.

Методика постановки и проведения научной работы студентов определяется спецификой кафедры и направлением ее научных исследований, их научным и материальным потенциалом, традициями, сложившимися в коллективе.

Научная работа имеет две составные: ознакомление с проблемой и проработка путей ее решения. Первое начинается со знакомства с литературой по изучаемым вопросам. Это так называемая реферативная работа, которую не любят студенты. Конечно, если она рефератом начинается и им же заканчивается, то настоящий исследователь ее действительно любить не может. Но согласитесь: чтобы ставить на повестку дня разрешение какого-то вопроса, необходимо о нем как можно больше знать, чтобы не открывать уже давно известное. Поэтому приступать к планированию экспериментальных исследований можно только после детального изучения литературных данных по этому вопросу. В первую очередь определяется цель исследований, после чего составляется рабочая гипотеза. Наука не строится на голом месте. На основании изучения литературы человек планирует, вернее, предусматривает, что он должен получить в результате эксперимента, каких изменений в крови можно ожидать под действием того или другого препарата; ведь всякие действия должны быть целеустремленными, а научные поиски нежелательно проводить методом проб и ошибок.

И тогда эксперимент подтверждает или отбрасывает рабочую гипотезу или вносит в нее какие-то коррективы.

Важную роль в научной работе имеет совершенное владение современными методами исследования и умелое их использование. Иногда даже талантливый ученый, израсходовав много труда и времени на проведение опытов, не может сделать оригинальных выводов только по той причине, что методика постановки эксперимента оказалась несовершенной, не была продумана заранее. Коэффициент полезного действия его в таком случае будет слишком низким. Ему придется начинать все сначала, но уже на другой, более совершенной методической основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: