Можно дать следующую классификацию инноваций

1. По масштабам распространения инновации могут быть миро­выми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с пред­приятием или его отдельным подразделением.

2. По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.

3. По видам инновации бывают научными, техническими, техноло­гическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, на­пример, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.

4. По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, за­медленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.

5. По степени прогрессивности инновации можно разделить на де­лающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); мо­дифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержу; комбинированные.

6. По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой дея­тельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возврат­ными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, мо­дулям, конструкциям (образцы моды).

7. По целям выделяются следующие виды инноваций: для восста­новления и сохранения функций существующей системы и ее основ­ных свойств; для временного приспособления системы к количествен­ным изменениям среды; для коренной перестройки системы и созда­ния ее нового варианта (с изменением всех или большинства первона­чальных свойств) при сохранении прежнего функционального принци­па, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения прин­ципа ее функционирования.

8. По результативности инновации делятся на завершенные и не­завершенные, успешные и неуспешные. Нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежу­точной стадии.

9. По степени новизны (новизна — совокупность свойств, характе­ризующих радикальность изменений объекта) инновации можно рас­сматривать как абсолютные (нет аналогов) и относительные. Послед­ние могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными (новое сочетание прежних элементов).

Потребность в инновациях возникает под воздействием как внеш­них, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конкурентная борьба, задачи завоевания новых рынков, изменение политической, де­мографической, правовой ситуации и пр.; к внутренним: неблагоприят­ные условия труда, рост производственных затрат.

Поскольку новшествами, как правило, нельзя воспользоваться без специальных знаний, важную роль в деле их реализации играют «ноу-хау» {англ. know how — знать как) — информация, необходимая для их практического применения (технологические и конструкторские секреты производства, конфиденциальные сведения коммерческого, управленческого и организационного характера). Она специально опускается в описании, ибо в большинстве случаев не охраняется па­тентами. Основными признаками «ноу-хау» считаются промышленная и коммерческая ценность и закрытость.

Любая инновация (новшество) имеет свой жизненный цикл, кото­рый состоит из трех основных элементов:

Ø периода от начала разработ­ки, до выхода на рынок (при этом новшество может устареть,

Ø само нововведение еще не начаться); периода от выхода на рынок до снятия с производства;

Ø периода устаревания от снятия с производства до пре­кращения эксплуатации у потребителей.

Таким образом, полный жизненный цикл новшества имеет две ос­новные стадии — его создания и использования. Последняя в свою очередь состоит из двух подстадий: производства, сбыта и послепро­дажного обслуживания.

Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьезные пробле­мы. Они ведут к досрочному моральному устареванию элементов про­изводственной системы при сохранении их нормального физического состояния, требуют осуществления нововведений в смежных областях, что нарушает стабильность и установившееся «статус-кво».

2 воп. Функции инновации

Инновация — это экономическая категория. Как категория (греч. kategoria — высказывание, суждение) инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения про­изводства и реализации нововведений.

Сущность категории проявляется в ее функциях. Функция (лат. functio — исполнение, совершение) экономической категории выра­жает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений. Функции инновации отражают ее назначение в экономической сис­теме государства и ее роль в хозяйственном процессе.

Инновация есть реализованный на рынке результат, получен­ный от вложения капитала в новый продукт или операцию (техно­логию, процесс). При реализации инновации, предложенной к про­даже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-про­давцом) в результате такого обмена, во-первых, покрывают расхо­ды по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят при­быль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Исходя из этого можно сказать, что инновация выполняетследующие три функции:

♦ воспроизводственную;

♦ инвестиционную;

♦ стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация пред­ставляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рын­ке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает ис­точником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффектив­ности инновационного процесса.

Предпринимательская прибыль может направляться на расши­рение объемов производственно-торговой, инвестиционной, ин­новационной и финансовой деятельности. Эти направления ис­пользования прибыли отражаются в «Плане денежных потоков хозяйствующего субъекта».

Таким образом, получение прибыли от инновации и использо­вание ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет со­держание воспроизводственной функции инновации.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может ис­пользоваться по различным направлениям, в том числе и в каче­стве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначен­ные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от ин­новации для инвестирования составляет содержание инвестици­онной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации ин­новации прямо соответствует целевой функции любого коммерче­ского хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой дея­тельности, применять более современные приемы управления фи­нансами (реинжиниринг, бранд-стратегия, бенчмаркинг и др.). Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функ­ции инновации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: