Манипулирования
Управление человеком или группой людей часто наталкивается на сопротивление последних. В этом случае перед субъектом управления есть два варианта действий: сломать сопротивление и заставить выполнить действие (открытое управление
или замаскировать, спрятать свое управляющее воздействие так,
чтобы оно не вызывало противодействия (скрытое управление).
Ко второму варианту прибегают тогда, когда предвидят возражения адресата, и поэтому делают ставку на скрытость воздействия. Конечно, скрытое управление может производиться во благо адресата, для достижения общей цели. Но если оно производится помимо воли адресата, явно в ущерб ему и преследует эгоистические цели управляющего субъекта, то это — манипулирование.
Навязывание чужой воли, чужого мнения в своих корыстных целях, особенно незаметно, недопустимо в деловых отношениях. Это прямое нарушение правил деловой этики. Однако манипулирование в служебных отношениях — вещь совсем не редкая. Люди часто незаметно для себя сталкиваются с попытками такого влияния, и манипуляторы чаще, чем нам хотелось бы, достигают своих целей в ущерб своей жертве.
|
|
Три критерия могут помочь правильно оценить средства мотивации.
1. Люди, призывающие других к действиям, должны апеллировать к благородным побуждениям.
2. Руководители не должны скрывать используемых ими
способов управления мотивацией, ибо скрытые формы тождественны манипулированию. Если люди, на которых оказывается влияние, остаются в неведении о нем, значит, эти способы не правомерны и нечестны.
3. Правильные методы поощряют людей к активному выбору, помогая в каждом конкретном случае выявить альтернативы, варианты, возможности. Они также способствуют принятию смелых решений. Манипуляция настолько тесно связана с результатом, что у тех, кто находится под ее воздействием, нет иного выбора, как смириться с нею.
Приведем несколько вопросов, которые руководители могут использовать для оценки качества осуществляемого ими руководства:
— развивают ли руководимые мною люди свои способности?
— растет ли их способность принимать решения и брать на
себя ответственность?
— учатся ли они сотрудничать со своими коллегами?
— участвуют ли они в принятии решений?
— чувствуют ли они мое поощрение и поддержку?
— помогает ли им мое руководство стать лучше и работать
более производительно?
Если вы ответите на эти вопросы положительно, то вы хороший руководитель.