Организация и моральные стандарты. В процессе служебной деятельности мы часто вынуждены делать такие вещи, которые бы никогда не делали в обычных бытовых условиях

В процессе служебной деятельности мы часто вынуждены делать такие вещи, которые бы никогда не делали в обычных бытовых условиях. Например, большинство из нас никогда бы даже не подумали красть материалы для письма из чьего-либо дома. Хотя некоторые люди могут опуститься до такого, но они будут самым тщательным образом пытаться скрыть такого рода действия и будут очень сильно расстроены, если будут пойманы за занятием. Однако мы часто уносим различные вещи и материалы с нашего рабочего места и используем их для личных нужд или отдаем их членам своей семьи или друзьям. Некоторые очевидные неправильные поступки совершаются людьми в результате работы в конкурентной деловой среде. Но часто просто работа в организации (не занимающейся бизнесом, ориентированным на получение прибыли) может заставить нас вести таким образом, что в обычных условиях мы сочли бы такое ведение неправильным. Например, критика результатов чужоготруда приводит к многочисленным обидам, которых мы в обычных условиях стараемся избегать. На работе это, однако, моя входить в служебные обязанности — критиковать, разбирать, недостатки. Часто симбиоз организационных и конкурента факторов приводит к тому, что поведение человека может бытьназвано сомнительным. Мы можем быть вынуждены скрыв какие-либо факты, выкручиваться, искать преимущества, причинять вред или игнорировать вред, причиняемый другим, же молчать, когда мы видим различные несправедливые действия в отношении других людей.

Многие известные исследователи в области этики бизнеса заранее предполагают, что в рабочих и служебных ситуаций грубо нарушаются наши обычные общепринятые нормы и правила поведения, но при этом обычно сразу же переходят к вопросу о том, должна ли деловая активность саморегулировать или же она должна управляться государством, чтобы не вдаваться в основополагающие моральные вопросы, касающиеся того как люди должны вести себя.

В организации, в которой мелкие хищения являются обыч­ным делом, становится трудно провести границу между нормальным поведением.сотрудников и такими сомнительными поступками, как, например, личные телефонные переговоры по телефону, предназначенному для деловых контактов, частные поездки работников за счет бюджета организации, и т. д. Имен-пи потому, что мелкие кражи кажутся всем столь тривиальны­ми крайне неудобным кажется всем и бороться с ними. Но как только такой порядок оказывается общепринятым, более труд­ной оказывается и борьба с проступками, которые по степени и наносимого вреда оказываются гораздо более тяжкими. Со временем работники оказываются в таком положении, что уже не могут противостоять крупным растратам фондов, которые могли пойти на прибыль акционерам или же возвращены людям, чьи деньги функционирует организация. Сокрытие истины делятся еще одним примером поведения, которое мы обычно называем неправильным, но только не на рабочем месте.

Ведение бизнеса в основном означает куплю и продажу товара с односторонней выгодой. Когда появляется возможность дать ложную информацию об объекте продажи, продавец не обязательно воспользуется этой возможностью, опасаясь санкции заложенных в законодательстве. Однако сокрытие всей правды в особенности той информации о продаваемом товаре, которая может заставить покупателя искать такой же товар в другом месте, просто не учитывается в такой игре, как торгов вышесказанного следует, что работа человека создает ситуации с необычными правилами поведения, которые существенно отличаются от правил, действующих при любых других контактах человека в обществе. Мы можем скрывать какие-либо факты и вне нашего рабочего места. Мы можем считать правильным скрыть какие-либо факты от наших знакомых, для их же благополучия (к примеру, чтобы не ставить их в неловкую ситуацию), но мы почувствовали бы себя смущенными, если бы детали это для достижения какой-то выгоды при этом для себя. Но в отличие от этого любой торговец почувствует себя как минимум удовлетворенным, если не триумфатором, когда увидит своего покупателя, уезжающего на неисправном или же бывшем потреблении автомобиле, проданном без упоминания об этих эффектах и недостатках.

Особенность бизнеса часто заключается в безразличии к нанесению вреда другим людям, что является нетипичным в обычных условиях. Продукция, производимая и продаваемая предпринимателями в условиях рыночной экономики, часто оказывается просто опасной для жизни и здоровья людей. Час отмечалось, что в силу различных обстоятельств публика стремится приобрести такую продукцию, даже когда осознает риск. Но производители и продавцы отнюдь не стремятся предупреждать потенциальных покупателей о грозящей опасности если их к этому не принуждает закон. Реклама часто используется для внушения людям чувства безопасности при использовании опасной продукции, например когда цветущий молодой человек изображается беззаботно и удовлетворенно выкуривающим сигарету, когда снимает кроссовки для утренних пробежек

Безразличие к нанесению вреда другим людям часто проявляется и при обращении с работниками организации. По отношению к человеку, которого увольняют с работы, понижай в должности или которому снижают заработную плату, сочувствие со стороны исполнительного лица является просто непозволительной роскошью. В некоторых случаях такие действия выполняются с чувством неоспоримой уверенности и превосходства, без предоставления каких-либо объяснений, с осознанием того, что одного авторитета начальника достаточно для согласия подчиненного с любым действием шефа. Возможно, по закону этого и на самом деле достаточно, но по другим соображениямзакон в этом случае не является абсолютно совершенным. С моральной точки зрения пренебрежение к вреду, причиняемому другим людям, является типом поведения, которое мы в обычных условиях называем неправильным. Мы даже можем употребить фразу по отношению к только что уволенному человеку «Я хотел бы ему помочь – но… бизнес есть бизнес».

В рабочих условиях льстивость и интриганство могут считаться «умением работать с людьми». В обычных условиях, если вы оказываетесь человеком, который лестью располагает к себе других людей, чтобы потом использовать их для достижения своих целей, или же вы организуете секретные союзы для натравливания одного человека на другого, к вам будут относиться, как к человеку неискреннему или же безжалостному. Но на рабочем месте такой словесный набор изменяется. Вместо того чтобы назвать человека льстецом, его называют «способным прекрасно маневрировать», безжалостностью же назовут, смягчая, «практичностью».

Существование ни одного из этих явлений в мире бизнеса ни один человек не рискнет оспаривать. Однако не только в мире«бизнеса ради прибыли» (как часто называют этот мир деловых людей) возникают такие тенденции. Такие явления наблюдаются в той или иной степени в любой организации. Если мы будем рассматривать организации общественного сектора, такие как учебные заведения или лечебные учреждения, то даже в них мы не увидим более внимательного отношения к пациентам или более ответственного предоставления услуг, чем на предприятиях сферы частного бизнеса. Корень зла, очевидно, заключается в том, что организация производственной деятельности сама по себе изменяет форму и формирует новое моральное содержание большинства человеческих поступков.

Мы часто перестаем руководствоваться своими обычным; моральными стандартами при выполнении служебных обязанностей, в связи с этим, когда этические проблемы действительно возникают, мы обычно считаем их исключительно трудно разрешимыми. В обычной жизни в своем поведении мы руково­дствуемся сводом моральных правил: «не лги», «не обманывай»… Даже если эти правила и не являются нерушимыми (мы часто делаем исключения из них), они тем не менее очень помогают управлять своим поведением. Но к служебной ситуации немногие из них оказываются полностью применимыми. В результате мы попадаем в очень запутанные ситуации, когда такие противоречия с обычной моралью заходят слишком далеко, «Возможно, я не сказал сегодня утром клиенту всей правды, но я и так часто вынужден скрывать от клиентов некоторые факты.

Был ли этот случай более серьезным, чем предыдущие? Достаточно ли происшедшее серьезно для того, чтобы вызвать его или сделать что-нибудь для уточнения ситуации? Или же я должен придерживаться политики ограничения числа моментов, когда и говорю правду, и к тому же, возможно, меньшую ее часть?»

В связи с тем что мы часто перестаем руководствоваться своими обычными моральными стандартами при выполнении служебных обязанностей, часто нам самим трудно понять, когда необходимо противостоять неправильным поступкам других людей. Предположим, что все работники вашей организации, включая вас самих, пришли к определенному выводу: об опасности продукции вашей организации для потребителей. Вы можете предположить, что это всего лишь элемент игры - что люди «вынуждены подумать и о самих себе. Но затем вы узнаете, что какая-то еще продукция приносит вред потребителям. Какого ас теперь правила вам надо придерживаться, чтобы определить, if с зашли ли вы на самом деле слишком далеко?

Рассматриваемая проблема особо осложняется тем, что информирование других в принципе всегда рассматривается как негативный поступок. Например, многие из нас, будучи подростками, рассматривали учителя как подавляющую и авторитарную личность и не видели никакой чести в информировании его и чем-либо. Мотивация поступков «информаторов» всегда вызывала подозрение. Эти же особенности наблюдаются и во взрослой жизни. Люди, которые начинают свистеть в судейский свисток, когда видят неверные, с их точки зрения, поступки других, вызывают очень отрицательное отношение к себе в своей организации, и достаточно смешанную реакцию у людей, которые в этой организации не работают. Если же наше презрительное отношение к «информаторам» соединяется с господствующим на нашем рабочем месте несоблюдением элементарных правил порядочности, то становится очень легко понять, что побуждает нас сохранять молчание в ситуациях, подобных вышеописанной. Когда каждый из нас часто или время от времени нарушает обычные нормы поведения, может возникнуть серьезное подозрение в лицемерии по отношению к любому человеку, который воспользовавшись одним отдельно взятым эпизодом, решит дать невыгодную информацию о своих коллегах посторонним лицам. В подобных ситуациях возникает и еще ряд сложных моральных проблем. Люди, работающие во многих организациях, часто чувствуют, что нечистоплотные дела зашли слишком далеко, что о чем-то необходимо сказать вслух или немедленно что-то предпринять по какому-либо вопросу. Но в связи с что нормальные правила морального поведения часто нарушались, становится очень сложным нарушить всеобщее молчание и занять моральную позицию даже перед лицом совершения поступков, которые оказываются серьезно или необычно вредны­ми или неправильными (см.отрывок из интервью, приведенный выше).

Большое разнообразие позиций, занимаемых людьми по этическим проблемам, объясняется реакцией или противодействием нарушениям наших моральных правил. Люди, поддержи­вающие меркантильные интересы деловых организаций, счита­ют, что если это проблема, то она может быть решена наилуч­шим образом путем более строгого самоконтроля, тогда как критики этой позиции считают, что необходимо внешнее регулирование поступков людей. К сожалению, в своей поспешности перейти непосредственно к методу регулирования человеческого поведения и критики, и сторонники более строгого самоконтроля поведения теряют из виду крайне важный вопрос о том, что является правильным поведением на рабочем месте; В результате большинство популярной литературы по этике бизнеса оказывается бесполезной для человека, который решил серьезно разобраться в том, как следует поступать в неоднозначных ситуациях, возникающих при выполнении служебных обя­занностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: