Монополия − наличие единственного продавца, положение в хозяйственном процессе, при котором отсутствует состязательность в конкуренции.
Идеальное положение в монополии − товар не имеет товаров-заменителей (субститутов). Наличие товаров заменителей существует всегда, вопрос только в их эффективности.
Виды монополии:
· Закрытая монополия (административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии, технологии, технологии организации и т.д.). Любая закрытая монополия когда-нибудь открывается. Вопрос закрытости − это вопрос стоимости товара заменителя.
· Естественная монополия − ограничивается состязательностью и конкуренцией, рыночная структура, в которой средние издержки достигают минимума тогда, когда одна фирма обследует рынок целиком. Естественная монополия существует там, где в силу различных обстоятельств экономия от масштабов производства дает возможность одному предприятию производить товары и услуги с более минимальными средними издержками, чем при производстве несколькими фирмами, при условии, что нет близкого заменителя.
· Открытая монополия − монополия, когда фирма становится единственным поставщиком продукта, не имея при этом каких-либо специальных ограничений от конкуренции. Она может возникать из-за прорыва в создании нового продукта, либо существования бренда, авторитета.
· Монополия, возникающая в результате ценовой дискриминации − установление различных цен на различные единицы одного и того же продукта. Условия появления: возможность разделения покупателя по группам и невозможность перепродажи товара => возникает возможность дифференциации цены.
· Ресурсная монополия. Закрытая монополия, связанная с владением ограниченного ресурса. Ограничение, связанное с издержками.
Антимонопольная политика – комплекс мероприятий, направленных на прекращение, предупреждение и ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства.
Первый антимонопольный (антитрестовский) закон – так называемый закон Шермана – был принят в США в 1890 г. Позднее закон Шермана был дополнен законом Клейтона (1914 г.), законом о Федеральной торговой комиссии (1914 г.) и др., которые составили основу антитрестовского законодательства США.
По примеру США в других странах мира также приняли антимонопольные законы. Антитрестовское законодательство было принято в Великобритании в 1948 г., во Франции – 1963 г., в Италии – в 1964 г. В странах Восточной Европы антимонопольное законодательство начали разрабатывать в конце 80-х годов XX в.
Однако между американской и европейской антимонопольной политикой имеются различия:
- американская направлена, главным образом, против монополии как структурной единицы;
- европейская носит регуляторный характер и направлена, в основном, на противодействие отрицательным проявлениям рыночной власти монополий.
В современных условиях национальный и наднациональный уровни конкурентного законодательства в Европе создаются в условиях интеграционных процессов в экономике и усиления международной конкуренции. В каждой стране Европейского Союза действует национальное конкурентное законодательство, скоординированное с общеевропейским. Конкурентная политика ЕС направлена против недобросовестных монополистических приемов.
На протяжении последних лет конкурентная политика и конкурентное законодательство ЕС претерпели важные изменения по сравнению с началом 60-х годов XX в., когда формировалась общеевропейская политика в сфере конкуренции. Новые подходы в конкурентной политике основываются больше на экономическом, чем правовом, подходе к содержанию конкуренции и конкурентных отношений.
Антимонопольное законодательство Японии считается "жестким", оно базируется на законе "О запрете частной монополии и обеспечении честных соглашений».