Задания

1. Проанализируйте тексты-описания по плану:

1.Цель.

2.Вид описания.

3.Стилистические функции.

4.Композиция.

5.Темо-рематические отношения.

6.Языковые особенности.

1.Шёл 1944 год. На счету советских моряков, совершивших ежедневные подвиги, было много боевых заслуг в борьбе с фашистами. Решено было создать ордена, отмечающие подвиги моряков. Одним из них стал орден

Нахимова.

Он представляет собой пятиконечную рубиновую звезду, окантованную металлом с лучами, переходящими в лапы якорей. В середине звезды на золотом круге, покрытом голубой эмалью, помещено изображение адмирала Нахимова. Вдоль верхнего края круга сделана надпись: «Адмирал Нахимов». Под изображением Нахимова помещены две лавровые ветви. Между концами рубиновой звезды изображены звенья якорной цепи, из-за которых

выступают пучки расходящихся лучей. (А.А. Кузнецов).

2. Я посмотрел ей в лицо. Её чёрные глаза были всё-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна оживила её сухие потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которой была обмотана её голова. Кожа на её лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами. (А.М. Горький).

3. Вечером у огня я имел возможность хорошо рассмотреть своих новых знакомых. Нахтохуские удэхейцы невысокого роста, сухощавы, имеют овальное лицо с выдающимися скулами, вогнутый нос, карие, широко расставленные глаза с небольшою монгольскою складкою век, довольно большой рот, неровные губы и маленькие руки и ноги. ‹…› Цвет кожи удэхейцев можно было назвать оливковым со слабым оттенком желтизны. (В.К. Арсеньев)

4. Удехейский способ перевозки грузов заключается в следующем. К передней части нарты привязывается верёвка или ремень, которые оканчиваются лямкой, одеваемой через плечо. Сбоку, к близжайшей стойке у полоза, прикрепляется длинная жердь, называемая правилом. Человек держит правило правой рукой, направляет нарту и поддерживает её при крутых поворотах. (В.К. Арсеньев).

2.Проанализируйте текст-повествование и текст-сообщение по плану:

1.Цель.

2.Стилистические функции.

3.Композиция.

4.Роль описания в повествовании.

5.Роль диалога в повествовании.

6.Темо-рематические отношения.

7.Языковые особенности.

1. Мы шли по левому берегу реки. Вдруг впереди, на валежнике, показалась белка. Она сидела на задних лапках и, заложив хвостик за спину, грызла кедровую шишку. При нашем приближении белка схватила свою добычу и бросилась на дерево. Оттуда, сверху, она с любопытством посматривала на людей. Солон тихонько подкрался к кедру, крикнул и изо всей силы ударил по стволу палкой. Белка испугалась, выронила свою добычу и забралась ещё выше. Этого только и надо было солону. Он поднял шишку и, нимало не обращая внимания на обиженного зверька, пошёл дальше. Белка прыгала с ветки на ветку и фырканьем выражала своё недовольство за грабёж среди бела дня. Мы от души смеялись.

- Тебе сердись не надо,- сказал, солон, обращаясь с утешениями к белке.- Наша в низу ходи, как орехи найди? Тебе туда смотри, там много орехов есть.- Он указал рукой на большой кедр; белка словно поняла его и направилась в ту сторону. (В.К. Арсеньев).

2. Не всякий переплывёт Вятку со связанными ногами и руками. 47- летний житель Кирово-Чепецка А. Дормачёв при большом стечении зевак переплыл Вятку на самом бурном отрезке реки. Ноги спортсмену связали, а руки он сцепил за спиной. Вятский Гудини плыл на животе, делая движения, напоминающие стиль баттерфляй. На всём пути следования Анатолия для страховки сопровождала лодка с гребцами. Через 11 минут отважный пловец преодолел дистанцию более 300 метров и вышел на берег, перелают европейско-азиатские новости.. (из газ.)

3. Проанализируйте тексты-рассуждения по плану:

1.Цель.

2.Вид рассуждения.

3.Стилистические функции.

4.Композиция

5.Языковые особенности.

1. Заметил ли ты, что мужчина идёт по улице слева от женщины. Почему это?

Оказывается, обычай сложился по разным причинам. Двести-триста лет назад мужчины не выходили их дому без оружия. У каждого висела на левом боку сабля, рапира или кинжал. На левом - чтобы быстрее и удобнее выхватить оружие из ножен. До конца прошлого века чиновники обязаны были носить при мундире шпагу. Она висела на левом боку. Чтобы оружие не ударяло спутнику, мужчина шёл слева от неё. Это стало обычаем.

И ещё одна причина. При встрече люди расходятся вправо, и если они нечаянно заденут друг друга, то пусть заденет мужчина мужчину, а не женщину.

Вот и ты, как более сильный, приучайся с юных лет оберегать свою спутницу – маму, сестру, одноклассницу.

2. Подойдя ближе, я увидел человеческие черепа. Их было шесть; тут же по сторонам валялись и другие кости.

Шесть скелетов! Как погибли эти люди? Суровая тайга хранит такие тайны.

Дерсу долго рассматривал кости и что-то говорил с Чжан-Бао. По его мнению, эти люди не были убиты, потому что ни на одном из черепов не было проломов. Они умерли и не от болезней. От болезней все сразу не умирают, а гибнут по одиночке: один умрёт, а остальные плетутся дальше. Дерсу стал осматривать стволы деревьев. По ожогам на коре он установил время последнего пала. Это было два года тому назад. А так как кости тоже носили на себе следы огня, то, очевидно, в то время, когда шёл огонь по лесу, труты были уже скелетами. Пал сжёг остатки одежды. Однако около костей должны были остаться предметы, которые не могли сгореть и по которым можно было бы установить национальность умерших. Дерсу и Джан-Бао принялись копаться во мху и скоро нашли железный котелок, топор, заржавленный нож, шило, ручка которого была сделана из ружейной гильзы, огниво, трубку, жестяную баночку и серебряное кольцо. По этим предметам Дерсу узнал, что погибшие люди были корейцы - золотоискатели. Они, видимо, хотели пробраться на берег моря, но заблудились в тайге и погибли от холода. (В.К. Арсеньев)

3.Синонимы- слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако, называя одно и то же, синонимы обычно называют одно и то же по - разному – или выделяя в называемой вещи различные её стороны, или характеризуя эту вещь с различных точек зрения. Именно поэтому синонимы, обозначая одно и то же, как правило, не являются словами абсолютно идентичными друг другу как в отношении семантики, так и в отношении своих эмоционально-стилистических свойств. Они всегда отличаются друг от друга или 1) некоторыми оттенками в лексическом значении, или 2) своей эмоционально-экспрессивной окраской, или 3) принадлежностью к определённому стилю речи, 4) своей употребляемостью, или 5) способностью вступать в соединение с другими словами. (Н.М. Шанский, В.В. Иванов)

4. Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с "военно" и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по местам боёв, посе­щение музеев боевой славы, встречи с ветеранами. Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом.

По мне, пусть себе "патриотизм" будет "военным": нужно толь­ко оговорить, с кем или, лучше, за что "воевать". А "воевать" сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. Русский язык. Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: "Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку". Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической тер­минологией, пядь за пядью.

Ладно, когда дети "рдевшие ланиты" понимают как "покрас­невшие уши". Хуже, когда от школьников узнаёшь, что "порядоч­ный" человек - человек, ставящий всякую вещь на свое место, а "алчный" - участвующий в популярной телеигре, горьковское "он был бос" понимается как "он был начальник". А почему при этом "в вытертых, штанах"? Да именно потому, что "босс": ходил же Форд в потертых джинсах!

Но, может, самое грустное, что дети не понимают значений слов "благородный", "самоотверженный", а также "тщеславный", "корыстный", "коварный", "вероломный" - им хватает двух слов: "хо­роший" и "плохой". (Даже Эллочке-людоедке из "12 стульев" нужно было тридцать.)

Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова, и вовсе не обязательно, что человек, не знающий слова "милосердие", ни­когда не поможет ближнему и, наоборот, знающий его непременно станет добрым. Это так, но речь не о том, чтобы научить де­тей говорить "метко" (хотя точность, как нам недавно стало извес­тно, никогда не бывает лишней), а о том, чтобы сделать нас наро­дом. Напомню еще более хрестоматийное:

"И назовет меня всяк, сущий в ней язык..." (курсив мой).

Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. Почему? Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык происходит: из общения и чтения. Но дети и родители сегодня разобщены. Что касается чтения, то тут и говорить нечего. И сегодня воевать за русский язык – значит бороться за литературу, на нём написанную.

В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?» - давался ответ: «С картинки в твоём букваре». Не знаю, какая именно картинка имелась в виду - Красная площадь или белая берёза, думаю, что не так важно. Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря.

(По Инне Кабыш)

4.Поанализируйте хрию, написанную студенткой филологического факультета КГПИ, по плану, предлагаемому классическими риториками:

1.Приступ.

2.Парафразис.

3.Причина.

4.Противное.

5.Подобие.

6.Пример.

7.Свидетельство.

8.Заключение.

Почему я верую в бога?

Проблема человека и веры всегда была краеугольным камнем в истории христианства. Поскольку наша страна имеет глубокие христианские корни, понятие веры характерно для мировоззрения всякого русского человека. Ведь каждый из нас во что-то верит. Кто-то верит в добро, кто-то в любовь, некоторые во всемогущество денег.

Для меня истинная вера – это не просто вера в некое верхмогущественное существо, но и духовная уверенность в том, что всё совершаемое Творцом есть высшая Правда и Справедливость и совершается только во благо человека. Сейчас я бы хотела порассуждать, почему я верую именно в бога, в чём эта вера для меня так значима, какие ценности она несёт в себе. Вера даёт возможность простым людям выстоять во времена тяжёлых испытаний, когда ни разум, ни прогресс не могут помочь человеку. Когда нам становится тяжело, когда наступает мрак, когда атакуют низменные помыслы, когда подступает праздность и паразитизм, человек может получить импульс жизни только через веру в Бога.

Людей во все времена волновал вопрос смысла жизни и тайны смерти. Христианская вера отвечает на эти вопросы ясно и полно. Верующие люди знают, что смерти в том виде, в котором её представляют бездуховные люди, не существует. Страшной смерть выглядит только извне. Ничего общего не имеют с ней созданные больной фантазией образы скелетов с деревенскими косами, палачей с кровавыми топорами в балахонах с чёрными прорезями для глаз и т. д. Смерть, на самом деле, это успокоение души, новое рождение в вечность. Такой все верующие представляют себе свою кончину. По вере каждой душе даётся ангел-хранитель. Многие люди испытывали на себе заступничество своих ангелов-хранителей. Каждый может вспомнить такой момент в жизни, когда ему пришла на помощь высшая сила.

Я верю ещё и потому, что вера – это источник любви. В обществе нашем нет ни одного озлобленного человека. Лица верующих людей излучают добро и свет. Вера является также залогом семейного счастья. Благочестивый брак – это в первую очередь духовный союз двух сердец во Господе, а семья – уже сама по себе есть церковь, путь, определённый людям свыше. Все мы знаем, что очень часто браки, не благословленные Господом, распадаются. Это говорит о том, что люди соединяются не в Боге, а в грехе. Ни один человек на земле не застрахован от ошибок и соблазнов, но и здесь вера приходит на помощь. Она указывает человеку, совершившему трагическую ошибку, путь к покаянию. Ничто, кроме покаяния, не освободит нашу душу от тяжести и страданий за роковые ошибки.

Вера - это ещё и источник милосердия. В наши дни всеобщего очерствения, вызванного тяжёлыми экономическими условиями, проявление милосердия просто необходимо. Я уверена, что каждому озлобленному, смятенному по каким-то причинам человеку, хочется света, добра и участия. Многие говорят, что радоваться в наши дни нечему, жизнь трудна и полна невзгод и прочих неприятностей, много в ней злости, мало добра. А сколько приютов для беспризорных детей открывает церковь в наши дни?! Каждое утро ещё до пробуждения детей встают добрые люди, которые учат, кормят, лечат, молятся в домовой церкви за этих детей. Молятся о просвещении их светом благодати, о наставлении любви и вере.

Потеря веры в Бога, потеря нравственных принципов – есть высшее несчастье, оно влечёт обесчеловечивание человека, оно искушает отдельную человеческую личность, приводит к хаосу и разрушению жизнь общества. Безверие становится причиною всех бед и преступлений. Наша страна в последнее время претерпевает много бедствий, катаклизмов. Сколько людей погибло в этом году от взрывов, падения самолётов. Печально то, что вина за многие беды ложится именно на человека. Порой диву даёшься, откуда у людей столько злости, ненависти друг к другу. А всё потому, что мы не умеем любить ближних своих, не умеем прощать. Я иногда задумываюсь о том, не уйдёт ли наша Родина в прошлое, по выражению поэта А. Блока, «жандармов в клобуках» и «полицейских с палашами»? Самое главное сейчас – не потерять духовность нашего общества, не потерять веры. Ведь безверие – это страшная вещь, приводящая, в конце концов, к необратимым последствиям. За неумение и душевную лень найти свою веру, за веру в мнимые ценности человек бывает наказан.

Как знания бывают ложными, пустыми, не приносящими пользы, развращающими душу человека, а бывают и истинными, так и вера: есть вера мнимая, когда человек отдаёт себя служению мнимым ценностям, и вера истинная. Ложная вера возникает от разочарования во многих жизненных ценностях. Только вера, истинная вера, может уберечь человека от безвыходности и уныния. Ещё А.П. Чехов говорил, что «духовный уровень, на котором зиждется истинная вера, неизменно выше уровня рассудочных, логических выводов, на которых пребывает ложная вера».

Образцы истинной веры мы можем найти в нашей истории. Многие великие люди нашей страны были верующими, прежде всего это русские святые. Для меня носителями истинной христианской веры, благоговения и мужественности является такой великий старец, как Сергий Радонежский. Всем нам хорошо известен главный подвиг его жизни – благословение Дмитрия Донского на битву с поработителями Отечества и его роль в победе русских войск на Куликовом поле. Св. Сергий вселил в Донского глубокую веру в победу, в свои силы. Ведь ещё апостол Павел сказал: «Если Бог с нами, то кто против нас». Мы видим, как вера в человека, в его силы и возможности становится проявлением веры в Бога.

Такой религиозный искатель, как Ф.М.Достоевский, говорил: «Из индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени!» От того, насколько в каждом человеке вера будет истинной, зависит духовность нашего общества, его дальнейшая судьба. Никогда не следует забывать о вере.

Итак, у каждого человека есть своя вера. Для меня истинная вера – это вера в Бога, которая облагораживает душу, является источником любви, милосердия, гармонии со своим внутренним миром. Только вера может спасти человека от безысходности и уныния. Главное – не потерять её.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: