как он намечен в «Пире» Платона. И сам «Пир» представляет наилучший символ такой сублимации: в нем
дано симфоническое единство многообразных эмоций и стремлений — дружеских, эстетических, эротических, диалектических,
философских, мистических; и вот невозможно отрицать, чтов этом интегральном единстве присутствуют низшие влечения —
гастрономические. Иначе «Пир» не был бы пиром. Хлеб и вино могут лежать в основе самого высшего общения людей.
Самая духовная любовь имеет своим первым требованием накормить голодного.
В той изумительной симфонии, которая называется «Пиром» Платона, присутствуют голоса низших витальных влечений, но они преображены до неузнаваемости, вознесены до недоступной высоты. Это еще вино и вместе с тем как будто уже не вино — то, что опьяняет Сократа.
«Пир» Платона имеет «экономический фундамент». Но настоящей профанацией будет сказать, что Συμπόσιον 54 есть только сублимированный аппетит и сублимированное пьянство!
VIII. СУБЛИМАЦИЯ КАК ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АБСОЛЮТНОГО.
1. SUMMUM BONUM.1
Этика сублимации есть этика «благодати», а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть θείωσις, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное Совершенство, или Бог («будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен» 2). А без принципа совершенства нет никакого «усовершенствования», никакого свершения, никакого творчества, никакой предельной оценки.
Можно ли такую точку зрения защищать пред лицом современной свободной науки и философии? Не является ли она исключительно богословской, связанной догматическими предпосылками ортодоксии? Ее защищать можно, но лишь пред лицом свободной мысли, не связанной догматами нигилистической веры, атеистической инквизиции. Ее можно защищать посредством свободного диалога, свободной диалектики. И прежде всего в таком диалоге сталкиваются два значительнейших представителя современной науки: Шелер утверждает принцип религиозной этики; Гартман его отрицает.
С нашей точки зрения, вопрос решается так:
сублимация всеобъемлющая и предельная (не частичная и условная) невозможна без «sublimissimum» 3, без summum bonum, без абсолютного совершенства,
без аксиологического Абсолюта. Такова великая традиция Платона, Плотина, Фихте, Шеллинга; ее же поддерживает Шелер. При этом summum bonum вовсе не должно быть рациональным, понятным; скорее напротив, оно необходимо выходит за пределы (έπέκεινα) всего известного, понятного и потому необходимо мистериозно» (Плотин и вся христианская мистика).