с которой мы неразрывно связаны и от которой всецело зависим.
Есть трансцендентное,
последнее и достаточное основание всего бытия, всего мира и нас самих с этим нашим миром. В самом вопросе: откуда и куда? — в самом изумлении при созерцании этого чуда самосознания, этой неизвестно откуда брошенной и неизвестно кем зажженной искры (Fünklein) — есть уже переживание таинственной зависимости от трансцендентного. Если Я «чудесен» и «безвестен», если Я не знаю, откуда Я произошел, то Я знаю одно: есть «первоисточник» (πηγή), есть Абсолютное, в котором Я фундирован, есть то, что религия называет «Отцом» и «Творцом». Никакой атеизм не может отрицать чувства «зависимости», чувства «тварности», ибо нельзя запретить спрашивать: откуда? Нельзя отрицать проблемы первоисточника, нельзя устранить Urtheil des Ursprungs (Коген) 39, лежащего в основе всего нашего мышления *.
* Но Ursprung как Grund und Ungrund 40, как первооснова и первоисточник — первее и глубже суждения и мышления, ибо можно спрашивать vom Ursprung des Urtheils 41. о последнем основании, или «первоисточнике» всего мышления и всего бытия.
Сам этот неизбежный вопрос,
«откуда и куда?»,
уже обращен к Абсолютному и предполагает, предвосхищает, чувствует его присутствие, ибо он означает;
«откуда изначально?»
и
«куда в конце концов?»,
но
начало и конец всего, альфа и омега — это и есть Абсолютное.
В самом вопросе, «откуда и куда?», есть устремление в Абсолютное, выход за пределы себя самого и всего мира, великий и последний транс, в котором мы встречаем таинственный и беспредельный простор Абсолютного.