Тема 11: Этико-аксиологический аспект деловых отношений

Проповедь самых высоких идеалов

не служит ничему,

если не видит положительного пути

к их достижению.

А. Барбюс

Аксиологическое развитие личности будущего специалиста, в частности инженера, является путем развития его индивидуального самосознания и фактором самореализации в социальной и профессиональной сфере. Данная позиция должна считаться не только приоритетной, но и доминирующей в иерархии профессионально значимых перспектив становления личности, прежде всего потому, что продуктивность профессиональной деятельности определяется не качеством усвоения технологических параметров ее осуществления, а состоянием Я-концепции инженера, базирующейся на оценочных отношениях его к себе, окружающей среде (другим людям, природе).

Таким образом, аксиологическое образование современного специалиста рассматривается как процесс и результат приобщения личности к определенной системе ценностей. Аксиологическое образование как процесс подразумевает динамику развития ценностной системы личности в зависимости от целеполагания, от имеющихся условий, от перехода ценностных ориентаций в новое качественное состояние. Аксиологическое образование как результат овладения ценностями является итогом усвоения ценностных ориентаций, выражающимся в качественном и количественном накоплении ценностей как мощного регулятора деятельности личности. Аксиологическое образование как результат является актуальной характеристикой личности, в которой отражается не только ее объективная ценность, но и потенциал аксиологического саморазвития (Асташова Н.А., 2000, с.9).

Аксиология является наукой изучающей природу ценностей, их место в реальности, связи ценностей между собой, с личностью (смысловая сфера личности), социальными факторами. Проблема изучения ценностного отношения к различным жизненным сферам и к жизни в целом занимает ученых начиная с древности (Дильтей В., Дюргейм Э., Лотце Р.Г., Риккерт Г. и т.д.). В современной науке этот вопрос интересует множество исследователей, как в психологии, так и в философии, этике, педагогике, социологии, и т.д.

К смысловой сфере личности относятся такие понятия, как: потребности (Додонов Б.И., Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Маслоу А., Мясищев В.Н. и т.д.), значение и смысл (Асмолов А.Г., Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Олпорт Г., Яницкий М.С.), личностный смысл (Агафонов А.Ю., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Рубинштейн С.Л., Яницкий М.С.), психологическое отношение (Лазурский А.Ф., Мясищев В.Н.), ценностное отношение (Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Щуркова Н.Е.), ценностная ориентация (Асташова Н.А., Здравомыслов А.Г., Потапов В.П., Руткевич М.Н., Ядов В.А., Яницкий М.С.), установка (Асмолов А.Г., Здравомыслов А.Г., Рубинштейн С.Л, Узнадзе Д.Н., Ядов В.А.).

Выделяют различные аспекты изучения ценностного отношения человека к жизни: когнитивный (С.С. Андреев, А.А. Ивин), эмоциональный (Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов) и поведенческий (В.К. Вилюнас, П.Я. Гальперин, Б.И. Додонов). Перечисленные выше компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий в своей совокупности выделяются как элементы психологического отношения к действительности в работе В.Н. Мясищева (1960); как трехчленная модель строения социальной установки (Katz, Stotland, 1959) и смысловой установки в работе Д.А. Леонтьева (2003); как элементы структуры сознания в работе Л.С. Выготского (2003), которое представляет собой динамическую смысловую систему, находящуюся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов; как психологические каналы педагогического воздействия педагога, входящие в состав принципа целостности в работе Н.Е. Щурковой (2000); как принцип единства сознания и деятельности в теории С.Л. Рубинштейна (2003), где сознание является единством переживания и знания; как три основные компонента ценностно-смысловых образований в работах Г.Е. Залесского (1998).

Аналогично структуре психологического отношения (Мясищев В.Н., 1998), структуре смысловой установки (Леонтьев, 2003) и структуре педагогического воздействия педагога (Щуркова, 2000), а также с точки зрения целостности психологических процессов и принципа единства сознания и деятельности, где «сознание является единством переживания и знания» (Рубинштейн С.Л., 2003), нами выделяется трехкомпонентная структура ценностных ориентаций, в которой взаимосвязаны и взаимообусловлены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Таким образом, когнитивный компонент интерпретируется как отражение личностного смысла той или иной жизненной сферы, к которой субъект устойчиво «относится»; эмоциональный – как эмоциональные переживания личностного смысла той или иной ценности в жизни субъекта; поведенческий – как отражение направленности действий субъекта на реализацию той или иной жизненной ценности. Следует отметить, что выделение трехкомпонентной структуры ценностных ориентаций подробно рассмотрена на примере ценностных ориентаций учителя (Асташова Н.А., 2000), с одним существенным отличием от нашего: в качестве когнитивного компонента мы выделяем не сами по себе знания (что такое ценность), а знание личностного смысла ценности (что значит для меня ценность). Правильность именно такой интерпретации когнитивного компонента можно обосновать тем фактом, что, по мнению Асмолова (Асмолов А.Г., 2002), объективные знания не играют никакой существенной роли в жизни человека до тех пор, пока они не стали субъективно значимыми, т.е. не приобрели личностный смысл. Таким образом, объективные знания должны являться ценностью, т.е. перейти из «категории знания» в «категорию значимости» (Г. Олпорт; цит. по: Яницкий М.С., 2000, с. 82).

На основе выше сказанного можно сделать вывод, что ценностные ориентации имеют трехкомпонентную структуру, элементами которой являются: когнитивный (знания о значимости жизненных ценностей), эмоциональный (эмоциональное отношение к жизненным ценностям), поведенческий (стремление к реализации жизненных ценностей в жизни) обеспечат разную меру изучения у детей ценностных ориентаций современного культурного мира. Следует отметить, что описанные нами компоненты выделяются условно для легкости научно-психологического анализа ценностных ориентаций, они тесно взаимосвязаны между собой и оказывают взаимное влияние на формирование каждого из них в отдельности.

Изучение трехкомпонентной структуры проявлений ценностных ориентаций и отношений очень важно для формирования личностной направленности и целостности: «проблема отношений имеет непосредственную связь с обеспечением психического здоровья и надежности личности» (Никифоров Г.С., 2003, с.278) с одной стороны, с другой – изучение ценностных отношений к действительности имеет различные односторонние подходы, при этом утрачивая свою системность и целостность. С одной стороны, в науке существуют концепции (Залесский Г.Е., 1994; Асташова Н.А., 2000; Щуркова, 2000), в которых формирование ценностного отношения человека к жизни основывается на трехкомпонентной структуре, с другой, нет методики, изучающей эту структуру. Учитывая выше сказанное, считаем необходимым найти такой метод изучения ценностных ориентаций, который будет основываться на принципе целостности и учитывать при этом когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Осуществить диагностику смысловых ориентиров можно с помощью методики «Цели в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика (Леонтьев Д.А., 1992), который содержит шкалы «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Интерес и эмоциональная насыщенность жизни» и «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Данная методика изучает временной аспект формирования смысловых образований, а для формирования ценностных ориентаций, на наш взгляд, необходимо изучение многогранности проявления этого смыслового образования не только во временном аспекте, но и по принципу «здесь и теперь», причем под многогранностью мы понимаем трехкомпонентность психологической реальности.

Рассмотрение ценностных ориентаций следует начать с ценностных отношений личности. Категория «отношение» является одним из центральных понятий концепции В.Н. Мясищева, в которой отношение к действительности является сущностью личности. При психологическом анализе личность, целая и неделимая по своей природе, предстает перед исследователем как система отношений; а отношения, в свою очередь, выступают как структурные первоэлементы личности. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют развитую систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» (Мясищев В.Н., 1960, с. 210).

Отношение – это реальная действительная связь, которую устанавливает человек с объектом окружающего мира в своем сознании, будучи продуктом сознания, она внешне выражает себя в эмоциях, суждениях, действиях…(Щуркова Н.Е., 2000, с. 28-29). Психологической формой проявления ценностного отношения является переживание, переживание человека как субъекта того значения, которое имеет для него некий объект (Каган М.С., 1997, с.163). Именно поэтому, мы считаем необходимым, изучать не только значимость жизненных ценностей, но и эмоциональные переживания, которые испытывает человек по отношению к ним, а также ценности, которыми руководствуется человек в своей жизни. Отношение личности к какому-либо объекту выражается не только в переживаниях и знаниях, но и материализуется в практическом деятельностном акте (Щуркова Н.Е., 2000, с. 46).

Ведущую позицию в структуре личности человека занимает система ценностных ориентаций, которая определяет содержательную сторону направленности личности и выступают внутренней основой ее отношений к действительности.

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам (Кирилова Н.А., 2000, с.29). Ценностные ориентации близки к таким понятиям, как установка, направленность, отношение, однако это самостоятельная психологическая категория, выражающая нравственную позицию личности, его относительно устойчивое, избирательное отношение к материальным и духовным явлениям, к социальному окружению (Сайко В.Д., 1995, с.36). Они представлены в сознании человека в форме идеалов, целей и норм его жизнедеятельности и воплощаются в его поступках. Основное содержание и направленность ценностных ориентаций представлены в чувствах и мотивах мышления и поведения человека, определяющих его образ мышления и образ жизни, особенности субъективных отношений и представлений о добре, зле… (Коллектив. Личность. Общение…, 1987, с.122). Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения социального опыта как способы дифференциации объектов действительности по их значимости, выступающие для субъекта в качестве важнейших личных ценностей и ориентиров (Мухина В.С., 1999, с. 347). Стимул к действию, который имманентен ценностному сознанию оборачивается ценностной ориентацией, которая обладает деятельностно-ориентационной способностью (Каган М.С., 1997, с. 158).

С ценностными ориентациями тесно связана и смысловая установка, которая является составляющей исполнительных механизмов деятельности и отражает в себе жизненный смысл объектов и явлений действительности, на которые эта деятельность направлена, и проявляется в различных формах воздействия на протекание активной деятельности (Леонтьев Д.А., 2003, с. 184). Феноменологически проявлениями личностного смысла и смысловой установки полностью исчерпывается вся непосредственная феноменология смысловой регуляции деятельности и сознания (там же, c.189). Отношение человека к значению (к предмету) сообщает ему смысл. В смысле кристаллизуется, следовательно, отношение человека к предмету. В значении кристаллизуется общественно-историческое отношение. Значение поэтому относительно константно, смысл динамичен. Смысл, следовательно, есть «значение для меня значения» (Леонтьев А.Н., 1994, с. 167). То есть «смысл есть для меня значение» (там же, с.209). Личностный смысл объектов и явлений действительности − это составляющая образов восприятия и представления соответствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл для субъекта и презентирующая его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформаций (Леонтьев Д.А., 2003, с.181). Принцип деятельностного опосредования личностных смыслов позволяет отграничить личностные смыслы от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний, которые, как и эмоции, выполняют функцию оценки личностных смыслов и тем самым способствуют осознанию субъектом его отношения к действительности (Асмолов А.Г., 2002, с. 352). Таким образом, внутреннее отражение личностного смысла для субъекта, выраженное в значимости жизненной ценности для субъекта, является когнитивным компонентом ценностной ориентации, его внешняя презентация посредством эмоциональной окраски − эмоциональным, стремление же к реализации в деятельности − поведенческим.

Обязательным компонентом отношения является эмоция. Без эмоций нет отношения (Мясищев В.Н., 1998, с. 110), они сопровождают, «окрашивают» познавательно отражаемое содержание, оценивают и выражают субъективное значение (Вилюнас В.К., 1984, с. 8). В переживании на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение в ходе жизни человека – то, что он это знал, что ему уяснилось, что этим разрешились задачи, которые перед ним встали, и преодолены трудности, с которыми он столкнулся. Переживание определяется личностным контекстом, как знание – предметным…. Переживанием становится для человека то, что оказывается личностно значимым для него (Рубинштейн С.Л., 2003, с.11). Сознание конкретного реального индивида – это единство переживания и сознания (там же, с.14). Одно и то же отношение к объекту обуславливает и сознание и поведение, одно – в идеальном, другое – в материальном плане (там же, с.24). Таким образом, когнитивный компонент является предпосылкой развития эмоционального компонента, а совокупность этих двух компонентов отражает личностный смысл ценности. Причем первый компонент − это внутреннее, а второй − внешнее проявление личностного смысла.

Процесс формирования ценностных ориентаций является неотъемлемой составной частью развития личности растущего человека, ее отношений, направленности, аффективной и мотивационно-потребностной сфер (Сайко В.Д., 1995, с.37). Ценностные ориентации человека складываются в процессе его обучения (Артемьева Е.Ю., Асташова Н.А., 2000; Братусь Б.С., 1988; Сайко В.Д., 1995; Щуркова Н.Е., 1999, 2000), так как «обучение является одним из основных процессов, связанных с присвоением смыслов» (Артемьева Е.Ю., 1999, с. 164). Обучение − основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями, навыками и т.д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Обучение тесно связано с воспитанием, которое определяется как целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества и осуществляемое через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей (Новый энциклопедический словарь, 2000, с.829). Воспитательный процесс наполнен ценностными отношениями, в которых взаимодействуют два субъекта педагог и ребенок (Щуркова Н.Е., 1999, с.22). Если педагог целенаправленно содействует развитию отношений к ценностям, то и качества, как показатели отношения, становятся ценностными, то есть, социально значимыми (Щуркова Н.Е., 2000, с. 46). Отношение порождает поведение, действие же выражает основное специфическое отношение человека к миру (Рубинштейн С.Л., 2003). То, что в качестве предмета побуждает человека к действию, должно быть значимо для него: именно осуществляющееся в действии отношение к тому, что значимо для субъекта (и что для него становится переживанием), является источником, порождающим действие, тем, что придает ему смысл для субъекта (там же, с. 444). Педагог, ориентируя внимание воспитанника на определенное отношение к объекту ценностного для субъекта содержания, корректирует его отношение (Щуркова Н.Е., 2000, с. 48), а, следовательно, и действие.

В основе профессиональной работы педагога лежат три общих руководящих положения, сохраняющих целенаправленность данного процесса (там же, с.58): 1) основополагающий – принцип ценностной ориентации; 2) процессуальный – принцип субъектности; 3) методический – принцип целостности.

Педагогическая ценностная ориентация состоит в том, что педагог предъявляет детям вочеловеченную сущность предметного мира, подымаясь с ними до ценностного обобщения, в ходе любого рода деятельности и в момент любого плана жизненной ситуации (там же, с. 58).

Принцип субъектности предписывает педагогу постоянное инициирование осознания ребенком связи своего личностного «Я» с объектами действительности и осмыслению свободного выбора, производимого индивидуальностью, либо группой детей как совокупным объектом (там же, с.61).

Педагогический принцип целостности касается момента психологического прикосновения к личности и предписывает педагогу направить воздействие по трем психологическим каналам одновременно: на его разум, способный обнаруживать смысл ситуации; на его эмоции, отражающие влияние действительности на самочувствие субъекта; на моторно-двигательный аппарат, который производимыми действиями материализует связь субъекта с объектом окружающей реальности. Принцип целостности напоминает педагогу о том, что отношение к объектам мира целостно, но его формирование дискретно: то эмоциональная сторона обгоняет разум, то воля отстает от эмоций, то разум с волей ведет борьбу. Педагог содействует гармонизации этих сторон отношения, так, чтобы целостное отношение, если оно есть как таковое, проявляло себя целостным образом, в рациональных суждениях, оценках, эмоциональных реакциях, чувствах и действиях, поступках, поведении (там же, с. 64). Тайна педагогического искусства заключается в сопряжении трех функций культурологического плана (там же, с. 107), а именно, с нашей точки зрения, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов ценностного отношения.

Выявление характера и особенностей ценностных ориентаций позволяет прогнозировать общую направленность развития растущего человека как личности. Характеризуя результат, уровень сформированности личности, ценностные ориентации одновременно являются базовым образованием, обеспечивающим ее дальнейшее развитие. Поэтому очень важно установить характер изменений ценностных ориентаций, их особенности и закономерности, что необходимо для более глубокого проникновения в механизм формирования личности, так и для научного обоснованного совершенствования процесса воспитания детей, подростков, юношества (Сайко В.Д., 1995, с. 36). Из этого следует, что реализация принципа изучения ценностных ориентаций «здесь и теперь» необходима для изучения многогранности проявлений изучаемого явления, а лонгитюдное изучение изменений − для изучения изменений в ценностных ориентациях, которые в свою очередь отражают действенность (или недейственность) процесса воспитания личности.

Ценность – то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни (Щуркова Н.Е., 1999, с. 19). Ценность в процессе самоопределения рассматривается и переживается субъектом как его собственная неотчуждаемая «часть», что образует основу «самопредъявления» (персонализации) субъекта в общении (Петровский А.В., Петровский В.А., 2000, с.6).

Любая общность – от семьи до человечества в целом – может выступать субъектом системы специфических ценностей этой общности. Ценностное единство является основой для возникновения неформальных социальных групп; в случае же формальных, институционализированных групп и общностей (семья, спортивная команда, предприятие, нация) его наличие является залогом и мерой сплоченности и успешного функционирования группы. Наиболее важным нам представляется то обстоятельство, что любой индивид одновременно включен в значительное число социальных общностей разного масштаба: он является членом семьи (а иногда и двух семейных групп – родительской и супружеской), рабочего подразделения или учебной группы, возрастно-половой группы, этнической группы, городской или районной общности, нации, культуры, языковой общности, человечества, групп по интересам, по политическим пристрастиям и т.д. и т.п. Ценностные системы всех этих групп не совпадают. Они могут и не противоречить друг другу в главных, наиболее существенных ориентациях. Тем не менее, нередко такие противоречия имеют место, трансформируясь, во внутриличностный ценностный конфликт. Вероятность его возникновения и пути разрешения зависят, прежде всего, от социальной идентичности индивида – членом какой и каких общностей он себя в первую очередь ощущает (Леонтьев Д.А., 1996, с. 22-23). Учитывая выделенную нами трехкомпонентную структуру ценностной ориентации можно отметить, что внутри системы ценностных ориентаций возможны три типа конфликтов: между когнитивным и эмоциональным компонентом (когнитивно-эмоциональный, когда значимость жизненной сферы опережает переживания относительно ее), между когнитивным и поведенческим (когнитивно-поведенческий, когда значимость жизненной сферы опережает стремление к ее реализации) и между эмоциональным и поведенческим (эмоционально-поведенческий, когда переживания жизненной ценности опережают стремление к ее реализации). Аналогично можно выделить и три типа вакуумов внутри системы жизненных ориентаций: когнитивно-эмоциональный (переживания жизненной сферы опережает ее значимость), когнитивно-поведенческий (стремление реализовать жизненную сферу опережает ее значимость), эмоционально-поведенческий (стремление реализовать жизненную ценность опережают переживания).

Так как ценности зависят от социальных отношений и ценностных категорий в социуме (Выготский, 2003; Леонтьев Д.А., 2003; Щуркова, 2000), то изучение ценностных ориентаций группы, в которой человек обучается и воспитывается, также может осуществляться на основе трехкомпонентной структуры. Результат групповой ценностной ориентации можно получить с помощью нахождения медианы распределения или частоты (моды)[27] по отдельным компонентам. На основе этого можно проследить степень соответствия и несоответствия ценностных ориентаций конкретного субъекта и группы, к которой он принадлежит.

Основываясь на вышеуказанные концепции (Леонтьев Д.А., Щуркова Н.Е., Асташова Н.А. и т.д.), считаем возможным модифицировать методику «Изучение системы ценностей, внутренних конфликтов и вакуумов в ценностно-смысловой сфере личности» (Колмогорова Л.С., Каширский Д.В., 1999), по своему замыслу очень близкую идеям Фанталовой Е.Б. и Бубновой С.С. Однако, несомненно, наша методика имеет свою специфику, определяемую особенностями тех задач, на решение которых она направлена.

Методика «Изучение системы ценностей, внутренних конфликтов и вакуумов в ценностно-смысловой сфере личности с точки зрения трехкомпонентной структуры ценностных ориентаций»

(Модификация Сивцовой А.В., 2004)

Инструкция: Вся работа строится в три этапа. На каждом этапе необходимо попарно сравнивать между собой те или иные сферы деятельности и выбирать какую-либо одному в каждой из сопоставляемых пар. Результат выбора отмечается в специальной таблице (матрице). На каждом этапе нужно заполнить по одной матрице (т.е. Вам нужно заполнить три различные матрицы, которые перед заполнением имеет одинаковый вид см. таблицу № 1). Этапы отличаются друг от друга предъявляемой инструкцией, в которой указывается, по какому критерию необходимо производить выбор жизненных сфер в каждой из сравниваемых пар.

ЭТАП №1 − Когнитивный компонент

Выполняется парное сравнение каждой жизненной сферы с 16-ю другими в следующем порядке: 1-2, 1-3, 1-4 и т.д., затем 2-3, 2-4, 2-5 и т.д., далее 3-4, 3-5, 3-6 и т.д. Таким образом, будет осуществлен полный перебор каждой жизненной сферы со всеми остальными. При этом из каждой пары сравниваемых жизненных сфер следует выбрать ту, которая для Вас на данный момент более значима, более ценна в жизни. Результаты выборов в каждой паре сравнения заносятся в бланк для ответов (матрицу) – см. таблицу №1, для чего в соответствующем поле ставится номер выбранной ценности. Образец (фрагмент) заполнения матрицы (бланка для ответов) представлен в таблице №2.

ЭТАП №2 − Эмоциональный компонент

Второй этап во многом напоминает первый. Он вновь сопровождается заполнением ещё одной матрицы (аналогичной таблице №1). Однако теперь, выполняя парное сравнение, необходимо выбрать ту жизненную сферу, в отношении которой Вы на данный момент испытываете более сильные переживания, в не зависимости от того положительными или отрицательными они являются.Сравнение, как и в первом случае, производится в том же самом порядке: 1-2, 1-3, 1-4,... 2-3, 2-4, 2-5,... 3-4, 3-5, 3-6 и т. д. Так же как и на первом этапе, результаты сопоставлений заносятся в соответствующие поля таблицы (матрицы), где ставится номер выбранной ценности.

ЭТАП №3 − Поведенческий компонент

Третий этап аналогичен первому и второму и сопровождается заполнением ещё одной матрицы (аналогичной таблице №1). Однако теперь, выполняя парное сравнение, необходимо выбрать ту жизненную сферу, которая Вы в данный момент сильнее стремитесь реализовать, воплотить в жизнь.Сравнение, как и в первых двух случаях, производится в том же самом порядке: 1-2, 1-3, 1-4,... 2-3, 2-4, 2-5,... 3-4, 3-5, 3-6 и т. д. Так же как и на первых двух этапах, результаты сопоставлений заносятся в соответствующие поля таблицы (матрицы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: