Интерпретация полученных результатов

I. Проранжировав жизненные сферы «по значимости», «по степени переживаний», «по степени стремления к реализации» (столбцы таблицы , , ) - можно увидеть наиболее значимые для испытуемого области (ими являются ценности, находящиеся на первых 3-4 ранговых местах) и наименее значимые, а также совсем не значимые сферы жизнедеятельности (они имеют последние 3-4 ранговых места). Сферой, которую испытуемый совсем игнорирует являются та, которая совсем не получила выборов ни в одном из парных сопоставлений. Аналогичный анализ можно провести в отношении жизненных сфер «по степени переживаний» - т.е. с указанием жизненных сфер, с которыми связаны наиболее сильные переживания. Далее аналогично можно проанализировать жизненные сферы «по степени реализации» − т.е. с указанием жизненных сфер, которые человек стремится реализовать в жизни.

II. Выявление внутренних конфликтов и внутренних вакуумов в системе ценностных ориентацией. Так, если рейтинг некоторой ценности «по значимости» опережает рейтинг этой же ценности «по степени переживаний» на 8 и более единиц, то это указывает на наличие внутреннего конфликта в когнитивно-эмоциональной сфере. В случае, если рейтинг некоторой ценности «по степени переживаний» опережает рейтинги той же ценности «по значимости» на 8 и более единиц, это говорит о наличии внутреннего вакуума в когнитивно-эмоциональной сфере.

Если рейтинг некоторой ценности «по значимости» опережает рейтинг этой же ценности «по степени стремления к реализации» на 8 и более единиц, то это указывает на наличие внутреннего конфликта в когнитивно-поведенческой сфере. В случае, если рейтинг некоторой ценности «по степени стремления к реализации» опережает рейтинги той же ценности «по значимости» на 8 и более единиц, это говорит о наличии внутреннего вакуума в когнитивно-поведенческой сфере.

Если рейтинг некоторой ценности «по степени переживаний» опережает рейтинг этой же ценности «по степени стремления к реализации» на 8 и более единиц, то это указывает на наличие внутреннего конфликта в эмоционально-поведенческой сфере. В случае, если рейтинг некоторой ценности «по степени стремления к реализации» опережает рейтинги той же ценности «по степени переживаний» на 8 и более единиц, это говорит о наличии внутреннего вакуума в эмоционально-поведенческой сфере.

III. Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который укажет на наличие (отсутствие) корреляционной связи (согласованности) между списками жизненных сфер «по значимости», «по степени переживаний» и «степени стремления к реализации» в целом. Правила расчета данной меры связи приведено выше. Как известно, коэффициент корреляции распределен на отрезке от -1 до 1. Чем ближе он к 1, тем в большей степени это говорит на наличие прямой (положительной) корреляционной зависимости.

1. Прямая корреляция между сферами «по значимости» и «по степени переживаний» (т. е. значимые жизненные сферы вызывают у испытуемого эмоциональные переживания, и наоборот, то, что значимым не является - переживаний не вызывает). При достаточной близости коэффициента ранговой корреляции к -1, говорят о наличии обратной (отрицательной) корреляционной зависимостью между иерархиями жизненных сфер «по значимости» и «по степени переживаний» (т. е. то, что является для испытуемого значимым – эмоционально не переживается, и, наоборот, по сферам жизнедеятельности не имеющим ценности испытуемый испытывает сильные переживания). Таким образом, отрицательный коэффициент корреляции «снимает» одновременно (как бы усредненно) внутренние когнитивно-эмоциональные конфликты и вакуумы испытуемого.

2. Прямая корреляция между сферами «по значимости» и «по степени стремлении к реализации» (т.е. чем жизненная сфера более значима для человека – тем больше у человека стремление к ее реализации). При достаточной близости коэффициента ранговой корреляции к -1, говорят о наличии обратной (отрицательной) корреляционной зависимостью между иерархиями жизненных сфер «по значимости» и «по степени стремления к реализации» (т. е. чем жизненная сфера более значима – тем меньше стремление человека к ее реализации, и наоборот, чем менее значима – тем больше стремление к реализации). Таким образом, отрицательный коэффициент корреляции «снимает» одновременно внутренние когнитивно-поведенческие конфликты и вакуумы испытуемого.

3. Прямая корреляция между сферами «по степени переживаний» и «по степени стремления к реализации» (т. е. чем ценности вызывают больше переживаний – тем сильнее стремление к реализации). При достаточной близости коэффициента ранговой корреляции к -1, говорят о наличии обратной (отрицательной) корреляционной зависимостью между иерархиями жизненных сфер «по степени переживаний» и «по степени стремления к реализации» (т. е. чем меньше переживаний вызывают ценности – тем больше стремление к их реализации, и наоборот, чем меньше стремление к реализации – тем сильнее переживания испытуемого). Следовательно, отрицательный коэффициент корреляции «снимает» одновременно внутренние эмоционально-поведенческие конфликты и вакуумы испытуемого.

При интерпретации коэффициента корреляции можно пользоваться специальной «осью значимости»:

отрицательная корреляция отсутствует положительная корреляция корреляция
       
   

-1 -0,64 -0,48 0,48 0,64 1

достоверная корреляция

при 5 % ошибке

достоверная корреляция

при 1 % ошибке


IV. Нахождение ценностных ориентаций группы позволит определить не только соответствие или несоответствие групповых ценностных ориентаций личностным, но и обнаружить причины дезадаптации человека в группе, степень сплоченности коллектива, а также выработать план формирования групповых жизненных ориентаций для повышения качества перечисленных характеристик.

Для нахождения ценностных ориентаций группы необходимо вычислить медиану (Ме) или моду (Мо) по каждой жизненной сфере в совокупности выборов группы (частота выбора жизненных сфер подсчитываемая в трех заполненных таблицах). Например, если необходимо подсчитать частоту выбора жизненной сферы «здоровье» в группе, то нужно выписать частоту выборов каждого члена группы по данной сфере и в полученной совокупности определить моду или медиану, причем по каждой жизненной сфере получится три результата мода (медиана) «по значимости», мода (медиана) по «степени переживаний» и мода (медиана) по «стремлению к реализации». Для того чтобы вычислить указанные характеристики следует воспользоваться формулами:

1) [28]; где − нижняя граница модального интервала (модальным называется интервал, имеющий наибольшую частоту); − величина модального интервала; − частота модального интервала; − частота интервала, предшествующего модальному; − частота интервала, следующего за модальным.

2) [29]; где − нижняя граница медианного интервала (медианным называется первый интервал, накопленная частота которого превышает половину общей суммы частот); − величина медианного интервала; − накопленная частота интервала, предшествующего медианному; − частота медианного интервала.

  Ф.И.О. Частота жизненной сферы «по значимости» Интервал Кол-во человек попавших в этот интервал Накопленные частоты интервалов
    0−7    
1. А.Б.В.   7−8   1+2=3
2. А.М.Л.   8−10   3+3=6
3. С.А.О.   10−12   6+3=9
4. П.О.Д.  
5. Л.К.С.  
6. С.А.А.   12−14   9+4=13
7. А.П.В.  
8. К.К.К.  
9. А.А.А.   14−15   13+4=17
    15 и более   17+1=18
       

Так как всего частот 18, то половина общей суммы частот равна 9, тогда по определению медианным интервалом является первый интервал с накопленной суммой больше 9 или равный ему, т.е. интервал 10−12. Величина данного интервала =12−10=2, а =10. Тогда =3, =6 (т.к. интервал (8−10) является предшествующим). Подставив в формулу, получим: Ме=10+2 =12.

Наибольшую частоту имеет интервалы (12−14) и (14−15). Выберем интервал (14−15), тогда =14, а количество человек попавших в этот интервал будет равно 4, т.е. =4. Тогда =15−14=1, =4, =1. Подставив в формулу, получим: .

Аналогично вычисляем моду (медиану) для всех жизненных сфер и для всех трех таблиц: «по значимости», «по степени переживаний» и «стремлению к реализации», соответственно введем обозначения:

- ранговый номер жизненной сферы в списке «по значимости» для всей группы;

- ранговый номер жизненной сферы в списке «по степени переживаний» для всей группы;

− ранговый номер жизненной сферы в списке «по степени стремления к реализации» для всей группы;

− количество человек в группе.

Далее вычисление ранговой корреляции Спирмена осуществляется аналогично (см. п. III)

- величина разности ранговых номером соответствующих жизненных сфер «по значимости» и «по степени переживаний»;

- величина разности ранговых номером соответствующих жизненных сфер «по значимости» и «по степени стремления к реализации»;

- величина разности ранговых номером соответствующих жизненных сфер «по степени переживаний» и «по степени стремления к реализации»; , , - квадрат величины соответствующей разности. Далее найдем , и . Анализ результатов проводится аналогично анализу индивидуальных результатов (определяется наличие внутригрупповых конфликтов и вакуумов).

Данная методика также позволяет проанализировать соответствие индивидуальных предпочтений и групповых путем нахождения корреляции Спирмена между тремя составляющими группы и отдельной личности находящейся в ней.

Тест «Самооценка» [30]

Вариант 1. Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества Вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале у Вас? Разобраться в этом Вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Этап 1

1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

2. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для Вас лично, которым Вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их − каждый решает сам.

3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для Вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств − и так до самого конца. В итоге Вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: