Тест «Эмоциональная направленность личности»

(Б.И. Додонов)

Данная методика преследует цель установить такие различия, которые нельзя оценить в терминах «лучше − хуже». Поэтому любой ответ будет характеризовать Вас одинаково хорошо, если ВЫ ответите серьезно и искренне. Ваш долг − постараться точно выполнить инструкцию.

Инструкция: Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое Вы больше всего любите испытывать. Если совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите выписанный номер в кружок (если, например, Вы не уверены, что на первое место поставили действительно самое желанное для Вас переживание, то заключать номер в кружек не надо). Остальные номера расположите вправо по строчке в порядке предпочтения, которое Вы отдаете одной эмоции перед другой. Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые Вы явно предпочитаете остальным.

Перечень переживаний

1. Чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.

2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.

3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.

4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.

5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни.

6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих Вам людей.

7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явлений, подтверждении Ваших догадок и предположений.

8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности.

9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь. Когда видишь дружбу и взаимопонимание. Когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.

10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, стихов и других произведений или музыки, стихов и других произведений искусства.

Классификация «Ценных» эмоций

Номера ценностей указанных в перечне переживаний соответствуют ниже указанным номерам. Проанализируйте ценность выбранных Вами переживаний.

1. Романтические эмоции. Стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному. Чувство таинственности возникает у нас в связи не с любой тайной, а только там, где мы живо «ощущаем» свою включенность в число объектов, на которые распространяется действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решающее влияние на мою судьбу. Там, где нет этого ожидания, там нет и чувства таинственности. Описание секрета самого хитрого технического устройства у нас такой эмоции не вызывает. Познание тайн природы, очевидно, может сопровождаться чувством таинственности в зависимости от того, насколько личностно и философски значимо человек воспринимает объект исследования.

2. Акизитивные эмоции (от франц. Acquisition − приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворением не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе, как мы думаем, можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно – от произведений искусства до зажигалок.

3. Праксические эмоции. Термин «праксические чувства» введен в употребление П.М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, «вызываемые деятельностью, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления».

4. Глорические эмоции (от лат. Gloria – слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация – реальное или воображаемое "пожинание лавров".

5. Гедонистические эмоции. К указанной категории мы относим эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

6. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем.

7. Гностические эмоции (от греч. Gnosis – знание). Гностические эмоции мы связываем не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в "когнитивной гармонии". Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную информацию к одному «общему знаменателю».Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, − это проблемная ситуация.

8. Пугнические эмоции (от лат. Pugna – борьба). Эмоции, по нашему мнению, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

9. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.)

10. Эстетические эмоции. Они связаны с переживанием красивого, прекрасного или безобразного в природе, искусстве, человеческих отношениях и т.д.

Литература

1. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. – М.: Академический Проект, 2002. – 1152 с.

2. Андреев С.С. Информационность – критерий содержательности духовных ценностей // Социально-политический журнал. – 1998. – № 3 – С. 58-71.

3. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б. Ханиной. − М.: Наука; Смысл, 1999. − 350 с.

4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. − М.: Смысл, ИЦ Академия, 2002. − 416 с.

5. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. − М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2000. − 272 с.

6. Бороздина Г.В. Психология делового общения. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 295 с.

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. − М.: Мысль, 1988. − 301 с.

8. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. − 288 с. − С. 3-28.

9. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во смысл; Изд-во Эксмо, 2003. − 1136 с., илл.

10. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. − М.: Политиздат, 1978. − 272 с.

11. Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения // Вестник Моск. ун-та. − Серия 14. Психология. − №2. − 1998. − 62−66.

12. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986.

13. Ивин А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии. – 1987. – №8. – С.31-43.

14. Каган М.С. Философская теория ценности. − СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. − 205 с.

15. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / Под ред. А.Я. Кибанова. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 268 с.

16. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. – 2000. − № 4. – С.29-37.

17. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.С. Семенова. – Л.: Лениздат, 1987. – 144 с.

18. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. − М.: Наука, 1997. − 446 с.

19. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. − 228 с.

20. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.

21. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. – М.: Смысл, 1992. – 18 с.

22. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15-25.

23. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО − Пресс, 1999. – 352 с.

24. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.

25. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. − М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 1998. − 368 с.

26. Новый энциклопедический словарь. − М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. − 1456 с.: ил.

27. Общая теория статистики / Под ред. А.М. Гольдберга, В.С. Козлова. − М.: Финансы и статистика, 1985. − 367 с.

28. Олпорт Г. Личность в психологии: Пер с англ. – М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. – 345 с.

29. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.: ил.

30. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. – 2000. − № 5. – С. 3-18.

31. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607.: ил.

32. Психология и этика делового общения / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. − 415 с.

33. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.

34. Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи. − М., 1995. − 224 с.

35. Сайко В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраста. – Мир психологии и психология в мире. – 1995. − № 3. – С. 36-43.

36. Станкин М.И. Психология общения. − М.: Моск. психолого-социальный инс-т; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2000. − 304 с.

37. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. − Ростов н/Д: Феникс, 2003. − 512 с.

38. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М.: Пед. об-во России. – 2000. – 128 с., илл.

39. Щуркова Н. Ценностные отношения // Воспитание школьников. – 1999. − № 3. – С. 17-22.

40. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш.А. Надирашвили и В.К. Цаава. − М.: Изд-во Ин-т практич. психологии, Воронеж: НПО МОДЕК, 1997. − 448 с.

41. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: БАХРАХ-М., 2001. – 128 с.

42. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – №1. – С. 107-117.

43. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. − Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. − 204 с.

44. Katz D., Stotland E. A preliminary statement to a theory of attitude structure and change // Psychology: a study of a science. V. 1. / S. Koch (Ed.). New York: McGraw-Hill, 1959. P. 423-475.


[1] Морозов А.В. Деловая психология. − СПб.: Издательство «Союз», 2002. − 576 с. − С. 203-206.

[2] Бороздина Г.В. психология делового общения. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 295 с. − С.49-51.

[3] Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / Под ред. А.Я. Кибанова. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 368 с. − С. 93-96.

[4] Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / Под ред. А.Я. Кибанова. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 368 с. − С. 96-98.

[5] Леонов Н.И. Психология делового общения. − М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. − 216 с. − С.178−183.

[6] Психология и этика делового общения / под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. − С. 380-381.

[7] Кукушкин В.С. психология делового общения. − М.: Март; Р. н/Д.: Март, 2003. − 368 с. −С. 173-175.

[8] Психология и этика делового общения / под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. − С. 370-375.

[9] Морозов А.В. Деловая психология. − СПб.: Издательство «Союз», 2002. − 576 с. − С. 425-427.

[10] Морозов А.В. Деловая психология. − СПб.: Издательство «Союз», 2002. − 576 с. − С. 415-416.

[11] Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / Под ред. А.Я. Кибанова. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 368 с. − С. 98-101.

[12] Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / Под ред. А.Я. Кибанова. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 368 с. − С. 101-102.

[13] Кукушкин В.С. психология делового общения. − М.: Март; Р. н/Д.: Март, 2003. − 368 с. −С. 112-113.

[14] Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / Под ред. А.Я. Кибанова. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 368 с. − С. 165-167.

[15] Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. − Ростов н/Д: Феникс, 2002. − 704 с. − С. 676-678.

[16] Леонов Н.И. Психология делового общения. − М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. − 216 с. − С.183-189.

[17] Леонов Н.И. Психология делового общения. − М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. − 216 с. − С. 204-207.

[18] Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / Под ред. А.Я. Кибанова. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 368 с. − С. 88-93.

[19] Психология и этика делового общения / под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. − С. 388-389.

[20] Психология и этика делового общения / под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. − С. 386-388.

[21] Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / Под ред. А.Я. Кибанова. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 368 с. − С. 271-273.

[22] Леонов Н.И. Психология делового общения. − М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. − 216 с. − С.201-204.

[23] Кукушкин В.С. психология делового общения. − М.: Март; Р. н/Д.: Март, 2003. − 368 с. −С. 301-303.

[24] Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / Под ред. А.Я. Кибанова. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 368 с. − С. 230-231.

[25] Морозов А.В. Деловая психология. − СПб.: Издательство «Союз», 2002. − 576 с. − С. 355.

[26] Морозов А.В. Деловая психология. − СПб.: Издательство «Союз», 2002. − 576 с. − С. 355-356.

[27] Мода (Мо) в статистике − величина признака, которая чаще всего встречается в данной совокупности (имеет наибольшую частоту). Медиана (Ме) — это вариант, расположенный в центре ранжированного (упорядоченного) ряда (Общая теория статистики, 1985, с. 144 − 147).

[28] Теория статистики / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. − М.: Финансы и статистика, 2002. − 560 с. − С.212−214.

[29] Там же.

[30] Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. − Ростов н/Д: Феникс, 2002. − 704 с. − С. 275-284.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: