Кому нужен цинк?

Некоторые потребительские качества цинка определяются его физическими характеристиками – например, хорошей ковкостью и тягучестью этого металла. Однако и по этим показателям цинк не является лидером. Например, сплавы на основе алюминия легче и прочнее, на основе меди – более пластичны и так далее.

Цинк широко используется не из-за своих физических, а химических свойств, которые позволяют применять его для изготовления антикоррозийных покрытий. Применение цинка в таком качестве способствует увеличению срока службы стальных деталей в три-четыре раза, причем в отличие от другого популярного антикоррозийного материала – краски – цинковое покрытие образует равномерный слой и позволяет защитить от ржавчины все части изделия. Более того, цинк, проникая в металл, образует с ним устойчивое соединение, так что даже случайная царапина не приведет к коррозии. В принципе здесь у цинка есть конкуренты – металлы можно хромировать или, скажем, никелировать. Однако хром и никель намного дороже цинка и, кроме того, технологии для нанесения этих металлов на сталь тоже существенно дороже. Так что для нанесения прочных антикоррозийных покрытий на сталь в массовом производстве (таком, как изготовление строительных конструкций или производ­ство автомобильного листа) цинк – материал оптимальный.

В земной коре цинк присутствует в полиметаллических рудах, которые содержат множество цветных металлов, в том числе драгоценных. Особенность полиметаллических руд – малое содержание конкретного цветного металла в общей массе породы. Бессмысленно возить пустую породу, поэтому добываемая в карьерах руда обогащается до концентрата, большая часть которого пе­рерабатывается неподалеку.

Как уже было сказано, потребление цинка в мировой экономике, как большинства других цветных металлов, с течением времени возрастает (см. график 1). Около 60% этого металла расходуется в процессе цинкования стальных листов, при этом для обработки тонны железа необходимо примерно 35 кг цинка. Оцинкованный металл в основном используется при сооружении зданий и изготовлении автомобилей (см. таблицу 1). Около 15% цинка потребляется при изготовлении проката из бронзы и латуни, литейных сплавов и штамповок. Предприятия оптики, электроники, высокоточного приборо- и машиностроения потребляют еще 10%. Таким образом, строительная и машиностроительная про­мышленность потребляет 85—90% цинка, производимого в нашей стране. Структура потребления цинка в России и в мире существенно не различается (см. график 2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: