Основные информационные объекты языка программирования

Методические указания к практическим занятиям по теме «Основы программирования на языке Паскаль»

1. Виды алгоритмов.

2. Основные информационные объекты языка программирования.

3. Стандартные функции языка Паскаль.

4. Назначение зарезервированных слов.

5. Структура программы на языке Паскаль.

6. Типы данных в языке программирования Паскаль.

7. Арифметические выражения. Линейный вычислительный процесс.

8. Разветвляющийся вычислительный процесс.

9. Циклический вычислительный процесс.

10. Алгоритм накапливания суммы или произведения.

Виды алгоритмов.

Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Все алгоритмы делятся на линейные, разветвляющиеся и циклические.

1. Линейные алгоритмы представляют собой описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке. Они состоят из команд, которые выполняются последовательно. Действия, направленные на решение задачи, как бы выстраиваются в одну линию. Отсюда и название – линейный:

Начало – действие – действие – конец.

2. Разветвляющиеся алгоритмы постоянно окружают нас в повседневной жизни. Мы все время находимся перед выбором.

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. Варианты выполнения задачи расходятся в разные стороны как ветки на дереве, отсюда название – разветвленный.

<условие 1> - действие – конец

Начало - действие –

<условие 2> - действие – конец

3. Циклические алгоритмы представляют собой описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено задание. Они предполагают наличие действий, выполняющихся многократно. Таким образом, процесс выполнения алгоритма имеет циклический характер.

<условие выполнено> - конец

Начало – действие –

<условие не выполнено>

4. Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).

Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма – блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.

Основные информационные объекты языка программирования.

Отдельные информационные объекты (число, символ, строка, таблица и пр.) называются величинами. Всякая обрабатываемая программой величина занимает свое место в памяти компьютера. Значение величины – это информация, хранимая в этом поле памяти.

Величины делятся на константы (постоянные) и переменные.

Константы записываются в алгоритмах своими десятичными значениями (например, 35, 2,6). Значение константы хранится в выделенной под нее ячейке памяти и остается неизменным в течение работы программы.

Переменные обозначаются символическими именами, которые называются идентификаторами. Идентификатор может быть одной буквой, множеством букв, сочетанием букв и цифр и т.д.

Вне зависимости от того, на каком языке программирования будет написана программа, алгоритм решения любой задачи на компьютере составляется из следующих команд: присваивания; ввода; вывода; обращения к вспомогательному алгоритму; цикла; ветвления.

Команда присваивания – одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами. Записывается как:

<переменная>: = <выражение>, где «:=» означает «присвоить».

Компьютер сначала вычисляет выражение, затем результат присваивает переменной, стоящей слева от знака «:=».

Командой ввода задаются значения переменных, являющихся исходными данными решаемой задачи.

В результате выполнения команд присваивания или ввода переменные величины получают конкретные значения. Результаты решения задачи выносятся на устройства вывода по команде вывода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: