Катерина Ивановна повела своих малышей — первоклассников в поле. Было тихое утро ранней осени. Далеко в небе летела стая перелетных птиц. Птицы тихо курлыкали, и от этого в степи было грустно.
Катерина Ивановна сказала детям:
—Сегодня мы будем составлять сочинение об осени, небе, о перелетных птицах. Каждый из вас пусть скажет, какое сейчас небо. Смотрите, дети, внимательно, думайте. Выбирайте в нашем родном языке красивые, точные слова.
Дети притихли. Они смотрели на небо и думали. Через минуту послышались первые сочинения-миниатюры:
— Небо синее-синее.
— Небо голубое.
— Небо чистое.
— Небо лазурное…
И все. Дети снова и снова повторяли те же слова: синее, голу бое, чистое, лазурное.
В сторонке стояла маленькая синеглазая Валя и молчала.
— А ты почему молчишь, Валя?
— Я хочу сказать свое слово.
— Ну, какое же твое слово о небе?
— Небо ласковое... — тихо сказала Валя и грустно улыбнулась.
Дети притихли. И в это мгновение они увидели то, что не видели до сих пор.
— Небо грустное…
— Небо тревожное…
— Небо печальное…
— Небо студеное
Небо играло, трепетало, дышало, улыбалось — как живое существо, идети смотрели в его грустные синие-синие осенние глаза.