Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия

Рыночная структура – понятие, имеющее большое количество аспектов. Она определяется характером объектов рыночных сделок.

Существуют рынки:

1. Факторов производства (земля, труд, капитал);

2. Продуктов и услуг;

3. Товаров недлительного пользования – до года;

4. Товаров длительного пользования – более года.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция основывается на трёх пунктах:

1. Большое количество продавцов;

2. Дифференциация продукта;

3. Свободный вход и выход ресурсов и фирм.

Чтобы привлечь покупателей, производители стремятся сделать свой товар уникальным, а потребители готовы заплатить большую цену за тот продукт, который отличается от остальных.

Если на рынке присутствуют близкие по характеру продукты, то фирма ограничивает способность повышать цены. При наличии на рынке сходных товаров, покупатели очень чувствительны к их цене.

Олигополия

Олигополия – доминирование на рынке небольшого количества продавцов. Принимая решение, фирма учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке велика возможность сговора.

Олигополия – стандартная рыночная фирма.

Дуополия – это олигополия с двумя участниками.

Картель – существование официального соглашения о сговоре.

Олигополистическая конкуренция может вызвать сговор, целью которого является повышение цены продукции и ограничение выпуска, как в монополии.

Универсальной теории олигополии не существует.

Монополия

Наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы.

Чистая монополия – единственный продавец, не имеющий заменителей.

Монополия – крайняя форма несовершенной конкуренции.

Три основных вида монополий:

1. Естественная монополия;

2. Административная монополия;

3. Экономическая монополия.

Более доступным и распространённым является путь соглашения нескольких крупных фирм. Появляется возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы на рынке едины, когда почти нет конкуренции и покупатель оказывается в безальтернативных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: