Совершенная конкуренция существует там, где действует много мелких покупателей и продавцов одинакового товара и не один из них не может повлиять на цену товара.
Этот тип рынка называется «Рынок свободной конкуренции».
Ни один из продавцов и покупателей не владеет большей информацией о рынке, чем другие. Изменить цену на товар – не во власти продавца, но они могут в любой момент покинуть рынок. Такие продавцы представляют собой мелкое производство и их крайне много.
Основные характеристики совершенной конкуренции:
1. Огромное количество мелких покупателей и продавцов;
2. Отсутствие контроля над ценой и объёмом купли – продажи;
3. Товар однороден у всех продавцов;
4. Покупатель может выбрать любого производителя (продавца);
5. Свободный вход и выход на рынок.
С целью получения максимальной прибыли продавцы стремятся снизить издержки производства на одну единицу продукции. В результате снижается цена, увеличивается объём продаж и доход продавца.
Конкуренция среди продавцов ведёт к появлению стимулов к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг.
Производители ведут постоянную борьбу за покупателей на рынке.
Тем самым увеличиваются доходы продавцов и одновременно удовлетворяются все потребности и желания покупателей.
Несовершенная конкуренция – рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
Несовершенная конкуренция исследует ценообразование в местах столкновения возникающих монополий торгово-промышленного типа с немонополизированными фирмами. Теория несовершенной конкуренции возникла в условиях кризиса 1929 – 1933 годах.
Создание монополий приводило к нарушениям действий регуляторов экономики.
Современное определение несовершенной конкуренции стало чаще применяться буржуазными экономистами, например, Р.Дорфман, П.Сэмюэлсон.
Несовершенная конкуренция имеет антимонополистическую направленность. Конкурентные отношения изучаются её теорией.
Несовершенная конкуренция делится на три основных типа:
1. Монополистическая конкуренция;
2. Олигополия;
3. Монополия.
При несовершенной конкуренции фирмы имеют возможность повлиять на цену товара.