Теория товара и стоимости: различные подходы

Основное содержание теории товара и стоимости можно кратко выразить в следующих положениях.

Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.

Это значит, что меновая стоимость – форма, в которой проявляется стоимость. Благодаря стоимости все товары становятся качественно однородными и количественно равными в меновой пропорции.

Второе положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещ для других членов общества. Стоимость – воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продукта по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество общественного труда.

Третье положение. Труд имеет внутреннее мерило – рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству, то он количественно измеряется протяженностью во времени.

Если какой-то продукт требует больше рабочего времени для своего изготовления, то его стоимость будет выше, и наоборот. Неслучайно 1 кг мяса стоит больше 1 кг пшеницы. Для производства этого количества мяса требуется затратить примерно в 5-10 раз больше рабочего времени, чем на производство 1 кг пшеницы.

Четвертое положение. В каждой отрасли товарного хозяйства на один и тот же вид продукта работники обычно затрачивают различное по величине индивидуальное рабочее время. Это происходит не случайно. Ведь независимые друг от друга частные производители имеют различные условия производства, отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности трудовых усилий. По этому товаропроизводители поставляют на рынок свои продукты одного и того же вида и качества по соответствующей индивидуальной стоимости.

Однако на рынке товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого их владельца. Ведь в таком случае больше других выгадал бы тот человек, который затратил на одинаковый продукт наибольшее по величине рабочее время. Поэтому на изделия одного вида и качества устанавливается общественная стоимость. Именно этой стоимости соответствует рыночная цена, по которой продается основная масса благ.

Трудовая теория стоимости имеет внутреннюю логику, в которой все ее положения связываются между собой в единую цепь. Это цепь можно кратко представить в формуле товаропроизводитель – общественный труд – товар – общественная стоимость – рыночная цена. Очевидно, что отображен взгляд на товарно-рыночные отношения с вполне определенной стороны – с позиции товаропроизводителя продукта.

А так же авторская школа предельной полезности выдвинула следующие основные положения.

Первое положение. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами вещи. Полезность – это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного продукта в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага – это понимание человеком значения потребляемой вещи для жизни и благосостояния.

Второе положение. Полезные блага подразделяется на два вида: эти вещи люди не считают ценными для себя, ибо они имеют в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей; являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благом хозяйствующие лица приписывают ценность.

Третье положение. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение.

Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба, до тех пор пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.

Четвертое положение. Ценность благ определяет предельная полезность, т.е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

Концепция предельной субъективной полезности имеет свою внутреннюю логику. Ее можно представить в краткой формуле: потребитель – субъективная полезность – ценность блага – предельная полезность –рыночная цена. По-видимому, можно оценить товарно-рыночные отношения со стороны потребителя.

Во-первых, рыночный обмен одного товара на другие блага предполагает установление их меновой стоимости. Но если каждый товаровладелец и покупатель имеет свою субъективную оценку полезности продуктов, то все такие оценки не совпадают. Тогда становится не возможно определить меновую стоимость и общую рыночную цену товаров.

Во-вторых, закон убывающей полезности не является универсальным. Он проявляет свое действия в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости (например, хлеб, вода, жилища). Такие вещи имеют для отдельного человека и для каждого момента границу насыщения. Однако данный закон скорее всего неприменим подавляющей массе товаров – многочисленным непродовольственным продуктам и тем более к средствам производства.

В-третьих, свойственная концепции предельной полезности трактовка редкости и ограниченности благ, по существу, игнорирует технический прогресс.

В рассмотренных выше учениях имеется ряд положений, правильно ориентирующих хозяйственную практику. К ним, относятся следующие утверждения, которые характеризуют товарный обмен как реально существующее единство противоположных сторон:

- приобретаемые покупателем блага имеют лично для него ценность, поскольку удовлетворяют его потребности. Неслучайно в современной хозяйственной практике широко развит маркетинг – деятельность фирм, позволяющая, в частности, лучше учитывать субъективные запросы и предпочтения потребителей. Покупателю предоставляется все больше возможностей выбирать наиболее подходящего лично для него блага;

-товары имеют созданную трудом стоимость (издержки труда и материальных ресурсов), что подтверждается, в частности, получением суммы денег;

-величина стоимости и ценность товара прямо зависят от качества вещи и ее редкости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: