Финансы 3 страница

- в бюджете доходов и расходов отсутствует информация о направлениях деятельности предприятия (организации) – производственной (основной), финансовой и инвестиционной.

В течение бюджетного периода потребность в денежных средствах может существенно изменяться. Возможна ситуация, когда показатели бюджета движения денежных средств свидетельствуют о достаточной ликвидности предприятия к концу бюджетного периода, а план с разбивкой по кварталам может показать недостаток денежных средств в один или несколько моментов периода. Поэтому важно отслеживать ожидаемые поступления и платежи по времени.

БДДС отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке плана движения денежных средств позволяют повысить результативность управления денежными потоками в процессе осуществления финансовой деятельности предприятия.

План движения денежных средств составляется на год с разбивкой по кварталам и включает в себя две основные части: поступления и расходы. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции, от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые фирма предполагает получить в течение года.

В расходной части отражаются затраты на производство реализованной продукции, суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за пользование банковским кредитом, направления использования чистой прибыли.

БДДС отражает притоки и оттоки денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, которые предполагается получить в течение бюджетного периода (одного года). Сальдо по каждому Аиду деятельности образуется как разность итоговых величин трех разделов доходной части плана и соответствующих разделов расходной части.

С помощью такого построения плана движения денежных средств предприятие при планировании охватывает весь оборот денежных средств, может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную потребность в заемных средствах в случае возникновения дефицита средств. При этом план считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия возможного дефицита денежных средств.

Заключительным документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятия. Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечила бы достаточную финансовую устойчивость фирмы в будущем периоде.

План баланса служит хорошей проверкой плана прибылей и убытков и движения наличных средств. В процессе составления учитываются приобретение основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг.

8. Финансы домохозяйств: особенности формирования и использования.

Внутренними финансовыми отношениями домашнего хозяйства являются отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования денежных фондов, без формирования которых не может обойтись ни одно домашнее хозяйство. Эти фонды имеют различное целевое назначение: поддержание уровня текущего потребления; приобретение дорогостоящих предметов долгосрочного использования, дальнейшее инвестирование и др.

Внешними финансовыми отношениями домашнего хозяйства являются, в частности, отношения с другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства); с коммерческими банками, по поводу пополнения дефицита бюджета домашнего хозяйства, а также по поводу размещения временно свободных денежных средств домашних хозяйств на банковские счета с целью хранения и получения дополнительного дохода; со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов; с государством по поводу образования и использования государственного бюджета и целевых внебюджетных фондов и др.

Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств проявляется через их функции.

Распределительная функция. В число участников домашнего хозяйства входят несовершеннолетние дети, совершеннолетние, но не работающие по различным причинам члены семьи. В рамках распределительной функции часть национального дохода, которая пришлась на долю домашнего хозяйства, в той или иной пропорции распределяется между всеми его участниками. Выполняя распределительную функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы, обеспечивая каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни.

Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства. К субъектам распределения относятся все участники домашнего хозяйства.

Данная функция может реализовываться в разных формах, в том числе в виде инвестиционно-распорядительной функции. Эта функция заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материальной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функцию домашних хозяйств связывают только с долей капитализируемых доходов, т. е. используемых как сбережения (вложение средств в различные финансовые институты и в реальное производство). Но этот подход является односторонним. На самом деле и увеличение доли потребления является фактором, способствующим росту инвестиций в экономике.

Контрольная функция. Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, т. е. уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. Под воздействием различных факторов эта величина может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому поддержание обычного уровня потребления невозможно без контроля за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за их целевым использованием.

В каждой области финансовой системы процесс образования и использования фондов денежных средств имеет свои, присущие только ему особенности. Так, например, финансы коммерческих организаций являются основой финансовой системы, поскольку именно в предпринимательском секторе создается валовой внутренний продукт, распределяемый в ходе дальнейших финансовых отношений. Публичные финансы играют важную роль в перераспределении денежных средств между отдельными отраслями, экономическими регионами, различными социальными группами населения. Финансы домашних хозяйств имеют свои особенности, которые отличают их от других элементов финансовой системы.

Публичные финансы регламентированы государством и находятся под жестким государственным контролем. Процесс формирования денежных фондов коммерческих организаций также во многом определен государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и некоторых других элементов себестоимости и др.).

Специфика финансов домашних хозяйств заключается в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате уровень реального дохода домашних хозяйств возрастает.

Как и любая другая экономическая единица, домашнее хозяйство для повышения уровня благосостояния своих участников принимает многочисленные решения, относящиеся к различным сторонам жизнедеятельности.

Экономические и финансовые решения домашнего хозяйства делятся на две основных группы: каким образом формировать фонд рабочего времени (количество работающих членов домашнего хозяйства, место их работы и др.); как формировать структуру своих будущих активов с учетом уже имеющихся у него, т. е. надо ли осуществлять капитальные расходы (приобретать новую недвижимость, автомобили, мебель и т. п. или ценные бумаги ит. д.); одновременно определяется соотношение между вновь приобретаемыми активами.

Первая группа решений влияет на уровень доходов домашних хозяйств, вторая группа — не только на соотношение, в котором располагаемый доход домашнего хозяйства распадается на потребляемую и сберегаемую часть, но и на уровень будущих инвестиционных доходов домашнего хозяйства, полученных, например, в виде дивидендов по приобретенным акциям или в виде дохода по срочному вкладу в коммерческом банке.

Экономические и финансовые решения в домашнем хозяйстве зависят от многих факторов, среди которых основными являются: 1) текущие и перспективные цели; 2) отношения между членами домашнего хозяйства; 3) уровень доходов домашнего хозяйства; 4) предпочтения и склонность к риску членов домашнего хозяйства; 5) внешняя среда, в которой действует домашнее хозяйство.

Внешняя среда оказывает очень большое влияние на решения в домашнем хозяйстве. Наиболее важные факторы внешней среды — законодательное регулирование доходов и расходов, в особенности в сфере занятости, налогообложения доходов, социальных пособий; отношения в коллективе, в котором работают члены домашнего хозяйства; участие последних в общественных и политических организациях; отношения между самими домашними хозяйствами.

Существуют особенности в механизме и степени формализации принятия домашним хозяйством финансовых и экономических решений. Например, в коммерческих организациях существует система методов принятия решений, включая планирование, оперативное управление, контроль и другие стадии процесса управления, объединяемые понятием «менеджмент» (его составной частью является финансовый менеджмент). В коммерческих организациях четко определены оперативные и стратегические цели, их иерархия, способы достижения. Все это закрепляется во внутрифирменных регламентах. В домашних хозяйствах установление целей — также необходимый атрибут. Однако их достижение не связано с формализованными процедурами принятия решений. Цели домашним хозяйством определяются часто по наитию, на основе жизненного опыта. Между членами домашнего хозяйства устанавливается система неформальных связей, в которой определяется роль каждого из них. В домашних хозяйствах, как правило, не составляют баланс денежных доходов и расходов, что также является отражением неформального характера принимаемых решений.

Механизм принятия экономических и финансовых решений домашними хозяйствами, их целевая направленность отличается от механизма принятия решений и целевой направленности аналогичных решений, принимаемых коммерческими организациями.

Эти особенности в значительной мере являются следствием того обстоятельства, что связи, существующие между отдельными членами домашнего хозяйства, носят не столько экономический, сколько социальный характер. В коммерческих организациях также существуют социальные отношения, но они играют подчиненную к экономическим отношениям роль, поскольку основные их цели являются экономическими (рост прибыли, рост акционерного капитала и т. д.). В домашних хозяйствах субординация рассматриваемых двух типов отношений прямо противоположна. Поэтому и экономические, и финансовые решения принимаются исходя не только из экономических целей (рост доходов домохозяйств, экономия затрат и т. п.), но и социальных (воспитание детей, повышение образовательного уровня, обеспечение условий для полноценного отдыха и т. д.). Экономические цели играют подчиненную роль по сравнению с социальными и направлены на наиболее полную реализацию последних.

Основным источником финансовых ресурсов домашнего хозяйства является его денежный доход. Денежные доходы домашнего хозяйства можно классифицировать по источникам их поступлений: оплата труда; социальные трансферты; доходы от индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности; доходы, полученные в виде процентов, дивидендов, ренты и других доходов от собственности; случайные доходы (дарение, наследование имущества, лотерея и т. д.).

Оплата труда — основной источник дохода для лиц наемного труда. В нее входят следующие элементы: начисленная заработная плата по сдельным расценкам, тарифным сеткам и должностным окладам; выплаты за работу в особых условиях; доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время; премии и поощрительные выплаты; плата за выслугу лет; оплата ежегодных и дополнительных отпусков; командировочные; стоимость выданной спецодежды и т. д.

Оплата труда работников бюджетной сферы достаточно жестко регламентируется государством на основе тарифной системы, основными элементами которой являются тарифные ставки, единая тарифная сетка, районные коэффициенты и т. д. В единой тарифной сетке (ETC) заработная плата дифференцирована по восемнадцати разрядам. К тому или иному разряду работника относят на основании тарифно-квалификационных справочников. Применение ETC обязательно для всех бюджетных организаций. Однако бюджетная организация может самостоятельно в пределах бюджетных ассигнований определять виды и размеры надбавок к заработной плате.

Второй по величине источник доходов домашнего хозяйства в РФ — социальные трансферты. Система социальных трансфертов состоит из следующих основных элементов: пенсии; пособия; стипендии.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает следующие виды пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее чем 5 лет трудового стажа.

Ограничения размеров заработной платы, учитываемых при назначении пенсии, законом не установлены.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих основных частей: базовая; страховая; накопительная.

Выплата базовой части пенсии гарантируется государством. Ее величина будет ежегодно корректироваться Федеральным Собранием (индексироваться в соответствии с темпами инфляции).

Размер страховой части пенсии дифференцирован и зависит от объема поступивших от каждого конкретного человека средств. Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется как отношение суммы расчетного пенсионного капитала (РПК) к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (19 лет, или 228 месяцев).

РПК формируется из общей суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии. РПК индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы.

Ежемесячная минимальная сумма базовой и страховой части трудовой пенсии ограничивается.

Размер накопительной части трудовой пенсии определяется как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.'

Источник финансирования трудовой пенсии по старости — суммы единого социального налога (ЕСН), в различных пропорциях распределяемые между ее частями.

Лица, входящие в состав домашних хозяйств РФ, получают различные виды социальных пособий. Источником их выплаты в большинстве случаев являются средства Фонда социального страхования (ФСС).

К числу выплачиваемых пособий относятся, в частности, различные виды детских пособий; пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Важное место в системе социальной защиты населения имеют пособия по безработице. Пособие безработным гражданам устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице выплачивается: в первые три месяца—в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы; в следующие четыре месяца — в размере 60%; в дальнейшем — в размере 45%.

При направлении безработного на курсы переподготовки ему выплачивается стипендия, размер которой дифференцируется в зависимости от трудового стажа, перерыва в работе, способности к выполнению прежней работы и других факторов.

К доходам от предпринимательской деятельности относятся любые формы доходов, полученные в результате ведения частного бизнеса, при сохранении или увеличении прежней стоимости имущества, имеющегося в распоряжении домашнего хозяйства. Эти формы возможны в рамках как организованного ведения бизнеса (зарегистрированные предприятия), так и неорганизованного. Среди неорганизованных форм можно выделить частную неорганизованную торговлю, надомное и кустарное производство, оказание частных услуг. Доходы от реализации части продукции, полученной в личных подсобных хозяйствах граждан, также могут при определенных условиях рассматриваться как доходы от предпринимательской деятельности. Такими условиями являются регулярный характер производства этой продукции и ориентация части или всего производства на рыночную реализацию.

Для характеристики величины денежного дохода домашних хозяйств используют ряд показателей, в частности:

• номинальный денежный доход — это денежный доход до выплаты налогов и других обязательных платежей;

• располагаемый денежный доход — это часть номинального дохода, оставшаяся в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты всех обязательных платежей;

• реальный денежный доход определяется двумя факторами: величиной располагаемого дохода и уровнем цен на товары и услуги (чем выше располагаемый доход при прочих равных условиях, тем выше реальный доход; чем выше цены при прочих равных условиях, тем ниже реальный доход домашнего хозяйства).

Основным внешним источником финансирования жизнедеятельности домашнего хозяйства является потребительский кредит, предоставляемый физическим лицам для приобретения различных товаров и услуг.

Потребительский кредит может иметь товарную и денежную форму. В первом случае в качестве кредиторов выступают производственные и торговые предприятия (продажа товаров в кредит), во втором случае в качестве кредиторов, как правило, выступают коммерческие банки (банковский потребительский кредит).

Существует множество видов потребительского банковского кредитования. Наиболее известны:

• контокоррентный кредит. Банк открывает своему клиенту активно-пассивный счет. На таком счете могут быть отражены и собственные средства клиента, и его задолженность перед банком. Предельный размер задолженности предварительно ограничивается банком (банк устанавливает кредитный лимит). Клиент может в любое время использовать выделенный ему банком кредитный лимит. Такой кредит является краткосрочным (как правило, его срок не превышает не более 30 дней). Проценты заемщик выплачивает только от той суммы, которую фактически использует. Контокоррентный кредит ничем не обеспечен (это бланковый кредит), и поэтому предоставляется только безупречным заемщикам.

В РФ контокоррентный кредит предоставляется в основном держателям кредитных пластиковых банковских карт;

• ипотечный кредит. — долгосрочный кредит, предоставленный, как правило, с целью строительства жилья. Существенной характеристикой такого кредита является то обстоятельство, что финансируемый объект является одновременно и обеспечением предоставленного кредита.

Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его номинальный доход. Чем больше денежных средств расходуется домашним хозяйством на обязательные платежи, тем меньше денежных средств оно может направить на потребление и сбережение.

Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй — коммунальные платежи, плату за телефонную связь, электроэнергию и другие подобные платежи. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему (в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования), страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями, и т. д.

С точки зрения материального состава финансы домашнего хозяйства — это совокупность созданных домашним хозяйством целевых денежных фондов. Источником формирования этих фондов является располагаемый денежный доход домашнего хозяйства.

В структуру финансов домашнего хозяйства входят следующие основные элементы:

• денежный фонд текущих расходов (текущие расходы — расходы на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т. п.), плата за периодически потребляемые услуги и др.);

• денежный фонд капитальных расходов (капитальные расходы — расходы на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (мебель, жилье, транспортные средства и т. д.), оплата услуг, достаточно редко потребляемых участниками домашнего хозяйства (образование, медицинская операция, туристическая путевка);

• фонд денежных сбережений.

9. Современная налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика России.

10. Бюджетное устройство и межбюджетные отношения в РФ

Бюджетное устройство это организация бюджетной системы, включающая в себя:

1) структуру бюджетной системы;

2) организационные принципы построения бюджетной системы;

3) взаимосвязь бюджетов, объединенных в бюджетной системе.

Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного

устройства. Под которой понимается внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации Разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня. Вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если нижестоящий бюджет не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Таким образом, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основании федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например: бюджеты районов в городе и бюджет города образует консолидированный бюджет города. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления текущих субвенций из федерального бюджета.

Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют в течение года с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

1. единство бюджетной системы РФ;

2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3. самостоятельности бюджетов;

4. равенство бюджетных прав субъектов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6. сбалансированности бюджета;

7. эффективность и экономичность использования бюджетных средств;

8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

9. гласности;

10. достоверности бюджета;

11. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, связанных с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Цель межбюджетных отношений – создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

1. распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным

уровням бюджетной системы РФ;

2. разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

3. равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

4.выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

5. равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

С одной стороны, система межбюджетных отношений во многом зависит от финансовых возможностей федеральной власти, а с другой – является важным фактором экономического развития и, соответственно, влияет на наполняемость федерального бюджета.

Воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений путем изменения принципов, методов, способов формирования бюджетных доходов и расходов, государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов и механизм реализации их целевого назначения и, таким образом, обеспечивает управление межбюджетными отношениями.

Естественно, что полного соответствия налогового потенциала и других бюджетных доходов потребностям региональных и местных органов власти достичь трудно, поэтому недостаток средств, как правило, приходится компенсировать за счет финансовых ресурсов вышестоящих бюджетов. Более того, ресурсы вышестоящих бюджетов могут и должны использоваться в целях воздействия на процесс формирования структуры расходов нижестоящих органов власти, отражающих приоритеты более высоких уровней власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: