Чем может быть полезен общинный психиатр?

Психиатрический больной часто отличается от других людей лишь тем, что

заинтересован во врачебной помощи. Другие могут столь же настоятельно в ней

нуждаться, но по тем или иным причинам избегать ее. Это часто случается,

например, с руководителями компаний, директорами школ, судьями и семейными

врачами.

Вследствие шаблонов мышления, вынесенных из детства, администратор

может настолько погрузиться в детали, что лишается способности передавать

полномочия подчиненным и принимать решения. В итоге его подчиненные страдают

головными болями, болями в спине, язвой желудка и психическими депрессиями.

Директор школы может быть неспособен вынести спонтанное поведение и

подбирает себе учителей с такими же предрассудками. От этого страдают

учащиеся, у которых могут развиться школьные фобии. Судья с определенными

навыками, усвоенными в детстве, может чрезмерно беспокоиться о чистоте и

порядке и вследствие этого выносит у себя и других лишь упорядоченное и

образцовое поведение. Семейный врач не осознает иногда эмоциональных

трудностей своих пациентов и не всегда направляет их к психиатру, когда к

этому есть показания. Вот некоторые примеры людей, занимающих влиятельные

должности и могущих поэтому серьезно препятствовать благополучию других

членов общины; общинный психиатр должен иметь возможность на них

воздействовать.

Для психиатрического просвещения общины требуются, быть может, люди

новых профессий -- возможно, более напоминающие школьных учителей, чем

психиатров.

Примером такого рода "психиатрической школы" может служить собственный

опыт автора, обучавшего анализу взаимодействий неподготовленную публику. В

1962 году десять администраторов предприятия прослушали восемь еженедельных

часовых лекций по этому курсу. Теперь это число возросло до тридцати пяти:

от старших администраторов до главных управляющих; они регулярно слушают

этот курс, превратившийся в постоянный вид подготовки руководящего

персонала. Сверх того, лекции записаны на пленку и синхронизированы с

иллюстрирующими их слайдами, так что все 4000 служащих предприятия получили

возможность ознакомиться с анализом взаимодействий.

В 1964 году подобный цикл лекций был прочитан некоторым пациентам

общинной психиатрической клиники. Многие из них заявили потом, что лекции

"улучшили" их состояние. Одна из матерей сказала: "Моя дочь теперь не

отстает в школе. Я объяснила ей некоторые из этих вещей, и теперь нам легче.

Я могу ей помочь, потому что лучше понимаю самое себя". Рабочий сообщил, что

на 50% меньше пьет и играет в карты, что он внес шесть рационализаторских

предложений (прежде ни одного) и получает повышение.

Сейчас эти лекции слушает еженедельно сто человек. Многие из слушателей

-- родственники, друзья и соседи бывших учащихся-пациентов. Они доказали,

что многие люди способны использовать свой интеллект, чтобы улучшить свою

жизнь и работу; для этого кто-нибудь должен доставить им доступную научную

теорию о сущности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: