Психиатрический больной часто отличается от других людей лишь тем, что
заинтересован во врачебной помощи. Другие могут столь же настоятельно в ней
нуждаться, но по тем или иным причинам избегать ее. Это часто случается,
например, с руководителями компаний, директорами школ, судьями и семейными
врачами.
Вследствие шаблонов мышления, вынесенных из детства, администратор
может настолько погрузиться в детали, что лишается способности передавать
полномочия подчиненным и принимать решения. В итоге его подчиненные страдают
головными болями, болями в спине, язвой желудка и психическими депрессиями.
Директор школы может быть неспособен вынести спонтанное поведение и
подбирает себе учителей с такими же предрассудками. От этого страдают
учащиеся, у которых могут развиться школьные фобии. Судья с определенными
навыками, усвоенными в детстве, может чрезмерно беспокоиться о чистоте и
порядке и вследствие этого выносит у себя и других лишь упорядоченное и
образцовое поведение. Семейный врач не осознает иногда эмоциональных
|
|
трудностей своих пациентов и не всегда направляет их к психиатру, когда к
этому есть показания. Вот некоторые примеры людей, занимающих влиятельные
должности и могущих поэтому серьезно препятствовать благополучию других
членов общины; общинный психиатр должен иметь возможность на них
воздействовать.
Для психиатрического просвещения общины требуются, быть может, люди
новых профессий -- возможно, более напоминающие школьных учителей, чем
психиатров.
Примером такого рода "психиатрической школы" может служить собственный
опыт автора, обучавшего анализу взаимодействий неподготовленную публику. В
1962 году десять администраторов предприятия прослушали восемь еженедельных
часовых лекций по этому курсу. Теперь это число возросло до тридцати пяти:
от старших администраторов до главных управляющих; они регулярно слушают
этот курс, превратившийся в постоянный вид подготовки руководящего
персонала. Сверх того, лекции записаны на пленку и синхронизированы с
иллюстрирующими их слайдами, так что все 4000 служащих предприятия получили
возможность ознакомиться с анализом взаимодействий.
В 1964 году подобный цикл лекций был прочитан некоторым пациентам
общинной психиатрической клиники. Многие из них заявили потом, что лекции
"улучшили" их состояние. Одна из матерей сказала: "Моя дочь теперь не
отстает в школе. Я объяснила ей некоторые из этих вещей, и теперь нам легче.
Я могу ей помочь, потому что лучше понимаю самое себя". Рабочий сообщил, что
на 50% меньше пьет и играет в карты, что он внес шесть рационализаторских
предложений (прежде ни одного) и получает повышение.
Сейчас эти лекции слушает еженедельно сто человек. Многие из слушателей
-- родственники, друзья и соседи бывших учащихся-пациентов. Они доказали,
что многие люди способны использовать свой интеллект, чтобы улучшить свою
жизнь и работу; для этого кто-нибудь должен доставить им доступную научную
теорию о сущности человека.