Наряду с методами, заимствованными из Европы (и впоследствии из
Америки), индийские врачи в течение многих столетий применяли свои
собственные средства, рекомендуемые древними книгами. Эти книги составляют
индийскую систему врачевания под названием Аюр-Веда, состоящую под эгидой
индийского бога медицины Дхан-вантари. Когда я посетил в 1948 году
Государственную психиатрическую лечебницу в Кильпауке в ближайших
окрестностях Мадраса, доктор Дж. Дхайриам, главный врач этой больницы,
насчитывавшей 1750 пациентов, описал и продемонстрировал мне некоторые из
этих смешанных методов лечения. Доктор Дхайриам получил свой врачебный
диплом в местном университете и был знаком и с древними, и с современными
методами лечения психических болезней. Он показал мне группы пациентов,
выполнявших тщательно отобранные упражнения йоги под руководством йога,
получившего специальную психиатрическую подготовку, и пациентов, которых
лечили электрошоковой терапией и новейшими витаминными и гормональными
препаратами.
Он описал некоторые замечательные местные лекарства, которые
систематически применял. В их число входил яд кобры, морская вода,
забираемая для чистоты в десяти милях от берега в Индийском океане, и травы,
рекомендуемые Аюр-Ведой. Он разделил пациентов на две группы: одна из них
получала эти средства, а другая нет. Таким образом он изучил лечение
шизофрении, маниакально-депрессивных психозов, эпилепсии, морфинизма,
старческих психозов, а также повышенного давления и болезней почек. Он
утверждал, что пациенты, получавшие специальные виды лечения, выздоравливали
скорее других и дольше оставались здоровыми. Он утверждал далее, что после
введения им этих методов улучшение наступало у вдвое большего числа
пациентов, чем раньше, когда лечением занимались психиатры, учившиеся в
Европе и Америке. Как он установил, преимущества были особенно заметны при
маниакально-депрессивных психозах и повышенном кровяном давлении; его
излюбленным средством была в этих случаях рекомендуемая Аюр-Ведой трава,
которую он давал пациентам дозами в 30 гран [1,95 грамм], что в шесть раз
превосходит вес действующего начала в обычной таблетке аспирина. Как он
говорил, применением этого лекарства он снизил частоту рецидивов при
маниакально-депрессивном психозе до одной пятой по сравнению с Америкой. Он
называл эту траву змеиной и указал ее научное наименование Rauvolfia
serpentina.
Когда годом позже я опубликовал отчет об этой поездке в научном
журнале, я упомянул о применении "змеиной травы" для лечения
маниакально-депрессивных психозов. Насколько мне известно, это было первое
упоминание специфического использования в психиатрии Rauvolfia serpentina,
появившееся в американской журнальной литературе. Однако притязания доктора
Дхайриама были столь удивительны и дали мне столько пищи для размышлений,
что я не обратил особого внимания на "змеиную траву" и был в такой же
степени заинтригован предложенными им змеиными ядами, морской водой и
упражнениями йоги. Применение этого лекарства в психиатрии началось в
Америке лишь с 1954 года.
Неизвестно, кто открыл успокаивающее действие этой травы, но применение
ее долгие годы не выходило за пределы Индии. После того как ее в течение
столетий применяли врачи Аюр-Веды, в 1931 году она была впервые описана в
научном журнале. Тогда ею активно заинтересовались индийские ученые, но
прошло еще двадцать лет, прежде чем ей уделили серьезное внимание западные
врачи. Они начали применять ее при повышенном давлении и не могли не
заметить успокаивающего действия этого лекарства на больных. Примерно в это
же время корешками, напоминающими с виду змею, заинтересовалась одна
фармацевтическая фирма; ей удалось выделить из них химически чистое вещество
резерпин, оказывающее заметное действие на повышенное кровяное давление и на
возбудимость. Препарат был испробован различными группами врачей,
собравшимися в 1954 году на конференцию, организованную Нью-Йоркской
академией наук. Доклады их были столь обнадеживающими, что лекарство сразу
же вошло в употребление.
Между тем, по одному из странных совпадений, столь частых в медицине,
были разработаны и другие лекарства с аналогичными свойствами, так что через
два года, в 1956 году, рынок был наводнен разнообразными препаратами,
которым приписывалось успокоительное действие, и начали говорить, что
психиатрия вступила в новую эру. Но из всех этих лекарств наибольший интерес
привлекает по-прежнему змеиный корень, с которым связано немало легенд. В
Индии, например, рассказывают, будто его жуют мангусты перед тем, как
вступить в бой с коброй.