Мы можем отчетливо объясняться с самим собою и другими лишь при помощи
слов, но можем знать разные вещи, и не пользуясь словами. Обычное знание
основано на чувственных восприятиях, которые мы можем описать словами. Мы
знаем, что у девушки в шкафу висит красное пальто, потому что "распознаем" в
ней тип девушки, которому нравится красное пальто. Однако то, что называют
ясновидением или психической телепатией, основывается на чем-то другом.
Вдруг по непонятной причине мы начинаем подозревать, что у старшей сестры
этой девушки есть два красных пальто.
Явления, напоминающие ясновидение и психическую телепатию, сильнее
всего привлекают внимание, когда они касаются чисел. Когда мы вдруг
безошибочно осознаем, сколько зубов у совершенно незнакомой встречной
женщины, или точно угадываем, на какую улицу Нью-Йорка она направляется, мы
просто вынуждены заключить, что знание этого рода получается иным способом,
чем использование органов чувств.
Почти наверняка можно принять, что мы способны приобретать знания о
|
|
нашем окружении тремя способами; что эти способы не отделены резко друг от
друга, но нечувствительно переходят друг в друга, и что все они вносят свой
вклад в оценку ситуации. Первый способ -- это упорядоченное знание,
получаемое взрослым состоянием Эго из практического опыта; второй --
интуитивное знание, развивающееся в раннем возрасте с целью выживания и
остающееся в ведении детского состояния Эго; третий -- это сверхчувственное
восприятие, получаемое неизвестными средствами связи.
Мы не знаем, как действует сверхчувственное восприятие, если оно
существует. Психоаналитики немало писали о психической телепатии. Она
появляется у них обычно в виде "сверхчувственных восприятий", которые должны
быть интерпретированы методами психоанализа, без чего нельзя уяснить себе
воспринятый предмет. Это свидетельствует о том, что сверхчувственное
восприятие, может быть, является функцией более глубоких психических слоев.
Примечания к главам
Глава I
Физическое строение
Идеи, излагаемые в этом параграфе, заимствованы с видоизменениями у
Шелдона:
The Varieties of Human Physique / W. H. Sheldon and others; Hafner,
1940.
W. H. Sheldon, S. S. Stevens. The Varieties of Temperament. Harper
& Row, 1942.
Хотя эти представления, по-видимому, полезны в применении к нормальным
людям, в отношении психотиков их преимущество по сравнению с классификацией
Кречмера (Kretschmer) еще не доказано.