Налог – это часть дохода плательщика, отчуждаемая в пользу государства. Источником всех доходов является цена реализованных ТРУ. Поэтому правильное исчисление дохода от реализации ТРУ имеет важное значение для налогообложения. Если доход от реализации исчислен правильно, то и другие доходы будут исчислены правильно, а, следовательно, правильно будут исчислены и налоги. Поэтому при налоговых проверках особое внимание уделяют на правильность применения цен и расчета дохода от реализации.
В вопросе 2.1. мы установили, что для реализации ТРУ в России применяются:
1. свободная цена,
2. государственная регулируемая цена.
Для налогообложения применяются:
1. фактическая цена сделки (она может быть либо свободной, либо государственной регулируемой),
2. рыночная цена.
Фактическая цена сделки – это цена, исходя из которой фактически совершена сделка между продавцом и покупателем, указанная в хозяйственном договоре и в счете-фактуре на оплату сделки.
Налоговый орган при налоговых проверках должен исходить из того, что цена, указанная в хозяйственном договоре фактической, то есть достоверной, если она соответствует уровню рыночных цен. Считается, что фактическая цена сделки соответствует рыночному уровню цен, если не доказано обратное.
|
|
Понятие и порядок определения рыночной цены установлены НК РФ ст. 40.
Рыночная цена – это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) ТРУ в сопоставимых экономических условиях.
РЫНКОМ ТРУ является сфера обращения этих ТРУ, определяемая исходя из возможности покупателя или продавца реально и без значительных дополнительных затрат купить или продать ТРУ на ближайшей по отношению к покупателю или продавцу территории РФ или за пределами РФ.
ИДЕНТИЧНЫМИ являются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки:
- физические характеристики,
- качество и репутация на рынке,
- страна происхождения,
- производитель.
При этом, незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
ОДНОРОДНЫМИ являются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми.
При определении однородности товаров учитываются:
- качество,
- наличие товарного знака,
- репутация на рынке,
- страна происхождения.